Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 146 
Next page End  

развиваются подобные же эпидемии. В этом отношении особенно интересна та
поразительная внушаемость, которая, по наблюдениям автора, появляется у
кликуш, и то обстоятельство, что у многих из них наблюдаются довольно
глубокие степени гипноза, напоминающие, по крайней мере, отчасти, те
истерические формы гипноза, которые демонстрировал покойный профессор
Charcot в Парижском Сальпетриере.
Только что указанный факт, без сомнения, достоин большого внимания и
притом не только с точки зрения происхождения болезненного состояния, о
котором идет речь, но и с точки зрения лечебного значения гипнотического
внушения при порче и кликушестве.
Сам народ инстинктивно ищет исцеления от своего недуга, приобретенного,
как было выяснено, путем внушения, не столько в лекарственной медицине,
сколько в молитвосло-виях и в отчитывании в монастырях и в других
религиозных обрядах и церемониях или же идет к знахарям или т. н. колдунам,
где также лечится наговорами. Очевидно, что внушение, систематически
проведенное при условии разобщения кликуш друг от друга и обособлении их
от здоровых или освободившихся от припадков с целью устранения от
взаимовнушения и влияния одних на других, является одним из важнейших
лечебных мероприятий, к которым отныне следует прибегать в каждом случае
эпидемии кликушества, порчи и бесноватости.
Само собою разумеется, что порча касается не одних женщин, но и мужчин, и
такие лица, получившие порчу по влиянию какого-либо дурного человека и до
сих пор слывут в темной массе русского народа под названием «порченых» или
«бесноватых».
Во время отчитываний, которые производятся над такого рода больными еще и
теперь в монастырях нашей глухой провинции, можно видеть те ужасные
корчи, которым подвергаются такого рода бесноватые при производстве над
ними заклинаний, причем дьявол, вошедший в человека, может быть вызван на
ответы и не скрывает своего имени, горделиво называя себя во всеуслышание
«Легион» или «Вельзевул» или какими-либо другими библейскими именами.
Все эти сцены, которых очевидцем мне приходилось быть неоднократно, без
сомнения являются результатом внушенных идей, заимствованных из библии и
народных верований. Вряд ли можно сомневаться в том, что, если бы наши
кликуши, которых встречается немало в наших деревнях, жили в средние века,
то они неминуемо подверглись бы сожжению на костре. По указанию П.
Якобия, в одной Орловской губ. за 1899 г. было более тысячи кликуш. Вести.
Европы, окт. 1903, с. 738.
Впрочем, кликушество в народе хотя еще и по сие время заявляет о себе
отдельными вспышками эпидемий в тех или других местах нашей провинции,
но, во всяком случае, в настоящее время оно уже не приводит к развитию тех
грозных эпидемий, какими отличались средние века, когда воззрения на
могучую власть дьявола и бесоодержимость были господствующими не только
среди простого народа, но и среди интеллигентных классов общества и даже
среди самих судей, которые были призваны для выполнения над колдунами
правосудия и удовлетворения общественной совести.
ДРУГИЕ ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИИ РЕЛИГИОЗНОГО
ХАРАКТЕРА.
До сих пор еще не лишены важного социального значе-ния другого рода
Hosted by uCoz