Евангельский же Христос, по его мнению, не был историческою личностью, и
все сказания о Евангельском Христе суть только пророчества о нем
Мал¸ванном.
Доказательства своей божественности Мал¸ванный видит в появлении того,
что он называет "свидетельствами", а именно, в поднятии его тела на воздух, в
появлении божественных запахов и в появлении ярких звезд, которых никогда
раньше не было видно и которые видел, как он сам, так равно видели в 25
государствах, что, по словам Мал¸ванного, и описано в газетах целого света.
Уже в 1890 г. у Мал¸ванного во время молитвы и поднятия рук стали дрожать
руки, а затем дрожания и судороги распространились и на другие части тела.
Мал¸ванный объяснял это вхождением в него Св. Духа, так как, по его словам,
он был совершенно не причастен этим движениям, происходившим помимо его
воли.
Дрожание и трясение Мал¸ванного, которое нередко было ритмическим,
производило большое влияние на простодушных окружающих Мал¸ванного
его поклонников.
Во время общих молитв в ту пору, когда Мал¸ванный начинал дрожать
("трястись", по местному выражению), у некоторых присутствующих,
особенно женщин, являлись также вздрагивания и судороги.
С этого времени вздрагивания сделались почти неизбежной принадлежностью
молитвенных собраний, имевших место в присутствии Мал¸ванного, отчасти и
без него.
Уже с 1890 года Мал¸ванный стал заменять молитву, которой прежде
предавался, проповедью, в которой он утверждал, что он Спаситель мира, что
скоро наступит страшный Суд, в котором он будет судить людей, и потому он
приглашал всех к покаянию.
В 1891 году Мал¸ванный был по распоряжению властей освидетельствован
относительно умственных способностей и помещен в психиатрическое
отделение при Кирилловских Богоугодных заведениях в Киеве.
По тщательном исследовании, он оказался страдающим параноей, уже
перешедшей в хроническое состояние.
В течение своего более нежели годичного пребывания в больнице Мал¸ванный
постоянно обнаруживал описанные выше идеи бреда, по временам был
подвержен галлюцинациям и, приходя в возбужденное состояние,
импровизировал или чаще цитировал отрывки из того, что когда-либо было им
читано и усвоено заучиванием.
Речь его носит характер автоматического потока фраз, сопровождаемых
одними и теми же движениями, жестами и интонацией.
Течение его мыслей лишено последовательности. Такой же характер носит и
так называемое Евангелие Мал¸ванного это записанная его поклонниками с
его слов импровизация, не лишенная лирического оттенка, но лишенная
последовательности, логического и грамматического смысла.
При исследовании физического состояния Мал¸ванного обращает на себя
особенное внимание извилистость черепных сосудов и налитие их кровью, что
особенно резко выражается, как только Мал¸ванный начинает говорить или
проповедовать, хотя он при этом и не бывает возбужден. Очевидно, что это
налитие кровью не есть следствие эмоционального возбуждения, а должно
быть отнесено к другим причинам (вероятно, к алкоголизму, которым страдал
сам Мал¸ванный и его родители)».
Так как последователи не оставляли Малеванного в покое и во время
|