организма и нервных центров, а не внешними воздействиями».
С этим последним объяснением однако вряд ли можно согласиться безусловно.
Не подлежит сомнению, что состояние организма и нервных центров
составляет благоприятную почву для развития психопатических явлений, но
характер последних, то есть настроения, бредовых идей и галлюцинаций, в
данном случае представляет в такой степени стереотипное сходство даже в
мелочах, что признать их самостоятельными, а не обусловленными, по крайней
мере, в значительной мере взаимовнушением или самовнушением
представляется невозможным. Равным образом и проявление судорог носит
несомненные признаки зависимости их от взаимовнушения и самовнушения,
как видно из самого развития их на молитвенных собраниях.
По заявлению проф. И. А. Сикорского, «сами малеванцы придают значение
судорожным проявлениям, считая их несомненным действием Божественного
начала в человеке.
Находясь на молитвенных собраниях, они ждут наступления судорог у кого-
нибудь из присутствующих, радуются виду судорог, оживляются и
восторгаются картиною судорог и при первом появлении судорог во всем
собрании начинается общий подъем возбуждения и ликования.
Обыкновенно судороги появляются у малеванцев, когда они становятся на
молитву, реже при других условиях.
Но особенно часты и сильны бывают судороги в собраниях; всего же резче они
проявляются в общих молитвенных собраниях», когда условия для взаимного
внушения становятся наиболее благоприятными.
О значении самовнушения и внушения в развитии судорог свидетельствует
между прочим и тот факт, что, несмотря на заразительность истерических
припадков для взрослых, особенно мужчин, на детях они отражаются весьма
мало, в особенности в возрасте от 3 до 8 лет. Это обстоятельство легко уяснить
себе, если принять в соображение, что дети в выше указанном возрасте не
могут проникнуться тем же религиозным возбуждением, как и взрослые, и,
само собою разумеется, не могут также усвоить себе идею, что судороги
являются свидетельством сошествия Св. Духа на человека.
Равным образом, следя за развитием отдельных случаев помешательства во
время этой психопатической эпидемии, нетрудно убедиться, что, благодаря
необычайной психической восприимчивости, и здесь большое значение имеет
как внушение, так и самовнушение. Прежде всего, читая описание этих
случаев, нетрудно убедиться в большом сходстве психопатических явлений,
особенно бредовых идей и обманов чувств, наблюдаемых у различных лиц, с
теми явлениями, с которыми мы познакомились у душевнобольного Кондрата
Мал¸ванного. С малыми различиями здесь дело идет также о повышенном
настроении духа, об ощущении радости в сердце, о превращении своей
личности в святого или пророка, о слышании приятных неземных запахов, об
отделении тела от земли, о тех или других видениях на небе, о слышании
небесного голоса, о просветлении ума и об уразумении евангельских и
библейских истин, о призвании к покаянию, о повелении проповедовать и пр. и
пр. Благодаря восприимчивости такого рода психических натур, нетрудно
проследить и в отдельных случаях, какую огромную роль играет внушение или
самовнушение в развитии их болезненных проявлений.
Вот, например, образчик внушающей силы галлюцинаций, которым был
подвержен один из малеванцев, крестьянин Ефим К. В течение около 5 лет,
подвергаясь волнениям и колебаниям по вопросу о переходе в штундизм, из
|