Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 146 
Next page End  

которого затем в апреле 1892 года он перешел в малеванство, в мае 1892 года,
вскоре после перенесенного им сочленовного ревматизма, он начал
подвергаться зрительным галлюцинациям. Однажды ему показалась на небе
синяя книга с большим буквами; в другой раз он видел, как звезды сблизились
и сгруппировались в одну корону. Со времени перехода его в малеванство, то
есть с апреля 1892 года, его часто начали тревожить сновидения,
происходившие в состояниях неглубокого сна, во время которых он видел
Спасителя, то есть Мал¸ванного.
Во время одного из таких сновидений он услышал голос: «Пойди зажги свою
избу и гумно, и тогда все уверуют, что эта вера (то есть мал¸вщина) есть вера
истинная». Это повеление начало тревожить его сердце в такой степени, что он
среди Дня произвел поджог, от которого сгорела его усадьба вместе с избой
соседа.
Очевидно, что галлюцинация здесь подействовала совершенно подобно
внушению, и трудно было бы найти какое-либо различие между искусственно
произведенным внушением и тем внушением, которое производят
галлюцинации. Можно разве допустить, что галлюцинации, благодаря
совершенно скрытому от субъекта их происхождению, еще сильнее подчиняют
сознание, нежели посторонние внушения.
Вообще надо заметить, что как в отдельных случаях, так и в целой массе
развитие психопатической эпидемии, известной под названием малеванщины,
в значительной мере обязано внушению, взаимовнушению и самовнушению.
При этом мы ничуть не отрицаем важности влияния целого ряда указываемых
проф. И. А. Сикорским нравственных и физических факторов (развитие
штундизма, алкоголизм населения и пр.), составляющих благоприятную почву
для развития эпидемии в населении; но несомненно, что непосредственным
толчком к развитию последней на подготовленной уже почве служило
внушение в той или другой форме. Только этим путем и можно объяснить себе
тот, с первого взгляда, непонятный факт, что родоначальником малеванщины и
ее распространителями явились лица помешанные. Как справедливо замечает
проф. И. А. Сикорский: «Население, увлеченное брожением, усвоило себе
парадоксальное параноическое мышление и логику помешанных и в силу этой
болезненной логики стало разрешать основные вопросы жизни и религии при
помощи сравнений и пустой игры слов.
Бред и болезненная логика помешанных явились образом мудрости и
подражания для населения, которое раньше обнаруживало здравую логику и
здравое мышление.
Это объединение здоровых с помешанными на почве болезненной логики
является в истории человеческой мысли фактом глубоко интересным и в
некоторых отношениях замечательным. То, что случилось на наших глазах,
случалось и раньше и, чтобы не приводить многих примеров, сошлемся на
факт, что некоторые действия Парижской Коммуны 1871 года были плодом
распоряжения помешанных, которым толпа повиновалась слепо (Laborde)».
Мы не без цели остановились несколько дольше на этой своеобразной, так
недавно пережитой нами, психопатической эпидемии, известной под
названием малеванщины, так как сам Мал¸ванный, основатель секты
мал¸ванцев, был подробно мною изучен, как душевнобольной, при чтении
мною клинического курса в Казанской Окружной Лечебнице и с другой
стороны развитие всей эпидемии на месте было так подробно и обстоятельно
изучено проф. Психиатрии И. А. Сикорским.
Hosted by uCoz