ТАТАРСКАЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ В КАЗАНСКОЙ
ГУБЕРНИИ.
Из других психопатических эпидемий религиозного характера заслуживает
внимания эпидемия, развившаяся несколько раньше Малеванщины в татарской
среде Казанской губернии, виновником которой был крестьянин из татар
Богаутдин Вайсов, содержавшийся долгое время в Казанской Окружной
лечебнице, где я имел возможность его непосредственно наблюдать при
заведовании мной тамошней клиникой.
Недавно этот случай был описан ординатором лечебницы М. Маевским. См.
Невр. Вести., 1897, вып. 4. С. 123 и след.
И потому некоторые детали, касающиеся Б. Ваисова, мы можем извлечь из
этого описания. Вайсов, старик лет 62 из Свияжского уезда, был арестован в
1882 году за самовольное открытие училища и за сопротивление законным
требованиям относительно закрытия означенного училища. Уже в камере
мирового судьи были обнаружены явные признаки его душевной болезни,
вследствие чего он и был направлен в Казанскую лечебницу для испытания.
Во время допроса Вайсов «заявил, что он садовник Императорского сада;
звание его природный старовер, старый мусульманин, известное лицо всем
народам мира, поверенный Ислама, потерпевший убытки, страдающий за
захват, божьего полка определенный дистаночный начальник; сотрудник всему
миру, природный духовный вероисповедник, светлый умом своим, сословия
Тюрки, верноподданный монарху, лично известный Его Императорскому
Величеству, природный духовный, веры мусульманской, религии Ханафей-
акзанской, секты сюннитской, духовный отец В.; заявил, что он страдал и
страдает за интерес Государя Императора, для его государства и державы, что
он от здешнего начальства не имеет никакого вознаграждения, а только одни
страдания и мытарства, которым подвергает его это начальство. В пояснение
своих слов В. пишет отзыв на 2-х листах убористого письма, где говорит, что
Окружной Суд продал с аукционного торга его сочинения, и просит этот суд
выдать ему справку, на каком основании продали его книги, а ему самому
грозили тюрьмой и Сибирью».
Будучи помещен на испытание в Казанскую Окружную лечебницу, где пробыл
первоначально 3 месяца, Вайсов, подтвердив сказанное на допросе, обнаружил
также явные бредовые идеи преследования, обвиняя татар в ненависти к нему и
в намерении его погубить.
Несмотря на удостоверение врача лечебницы о душевной болезни Ваисова
последний, как водится, был признан губернским Правлением душевно
здоровым.
Будучи выпущен на свободу, Вайсов вскоре привлекается по суду за истязание
3 крестьянских мальчиков и лишение их свободы. На допросе у судебного
следователя Вайсов заявил, что мальчики будто бы хотели его отравить
мышьяком, причем он опять высказал бредовые идеи величия, вследствие чего
он был отправлен в Казанскую лечебницу вторично. Здесь обнаруживаются
бредовые идеи величия в еще более развитой форме, причем между прочим он
не признает себя крестьянином, так как на нем де креста нет и он не мужик, а
духовный, который должен делать Божье дело. Вообще «в лечебнице В. стал
высказывать тот же горделиво религиозный бред, те же идеи преследования,
что и в предыдущие разы. Преследуемый, гонимый, по его мнению, со всех
сторон, не видящий нигде правды и правосудия, он начинает осаждать
|