немного найдется лиц из числа игроков, которые, не смотря на всю свою
сдержанность, не ощутили бы на себе действие этого микроба, с которым
благоразумие часто борется безуспешно и должно уступить свои права, хотя
бы временно, этому ненасытному микробу, обыкновенно подкрадывающемуся
к человеку тихо и незаметно.
ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ СБОРИЩ В РАСПРОСТРАНЕНИИ
ПСИХИЧЕСКИХ ЭПИДЕМИЙ.
В чем же кроется причина развития подобных явлений и чем обусловливается
столь могущественное действие психической инфекции, лежащей в основе
психических эпидемий?
Мы уже упоминали выше, что распространению психической инфекции, как и
развитию обыкновенной физической заразы, способствует более всего
известная подготовленность психической почвы в населении или в известном
круге лиц. Другим важным фактором в этом случае являются скопления
народных масс или народные сборища во имя одной общей идеи, которые сами
по себе часто представляют уже результат психической инфекции.
В этом случае должно строго отличать простое собрание лиц от сборища лиц,
воодушевленных одной и той же идеей, волнующихся одними и теми же
чувствами, преследующих одну и ту же цель.
Такого рода сборища, представляющие собою в отличие от общества
временные и случайные отношения людей, сами собою превращаются как бы в
одну огромную личность, чувствующую и действующую как одно целое. Что, в
самом деле, в этом случае связывает воедино массу лиц, незнакомых друг
другу, что заставляет биться их сердца в унисон одно другому, почему они
действуют по одному и тому же плану и заявляют одни и те же требования?
Ответ можно найти только в одном и том же настроении и в одной и той же
идее, связавшей этих лиц путем убеждения, но она для многих лиц в таких
сборищах, без сомнения, является внушенной идеей. И когда подобное
сборище уже сформировалось, когда оно объединилось под влиянием одного
общего психического импульса, тогда в дальнейших его действиях главнейшая
руководящая роль уже выпадает на долю внушения и взаимовнушения.
Особая внушаемость толпы уже давно привлекала внимание наблюдателей. В
этом отношении некоторые авторы придают большое значение ограничению
произвольной деятельности. По С и д и с у, «если что дает нам яркое сознание
нашей индивидуальности, то это наверное наши произвольные движения. Мы
можем сказать, что индивидуальное растет и расширяется с увеличением
разнообразия и интенсивности его произвольной деятельности; и обратно, с
уменьшением разнообразия и интенсивности произвольных движений жизнь
индивидуального "я" упадает, сокращается.
Соответственно этому мы находим, что ограничение произвольных движений
чрезвычайно важно для внушаемости вообще, и оно тем важнее, что может
вызвать на деле сужение поля сознания с последующими условиями все это
благоприятствует внушаемости.
Нигде, кроме, быть может, только одиночного заключения, произвольные
движения людей так не ограничены, как в толпе, и чем толпа больше, тем
больше это ограничение, тем ниже падает индивидуальное "я". Сила личности
обратно пропорциональна числу соединенных людей. Этот закон верен не
только для толпы, но для высокоорганизованных масс. В больших социальных
организмах появляются обыкновенно только очень мелкие личности. Не в
|