каждую минуту по желанию «я» они вновь могут быть оживлены путем
воспроизведения пережитых представлений.
Но, кроме активного восприятия, многое из окружающего мы воспринимаем
пассивно, без всякого участия нашего «я», когда внимание наше чем-либо
занято, например при сосредоточении на какой-либо мысли, или когда
внимание наше вследствие тех или других причин ослаблено, как это
наблюдается, например, в состоянии рассеянности. И в том, и в другом случае
предмет восприятия не входит в сферу личного сознания, а проникает в другие
области нашей психической сферы, которые мы можем назвать общим
сознанием. Это последнее является достаточно независимым от личного
сознания, благодаря чему все, что входит в сферу общего сознания, не может
быть нами по произволу вводимо в сферу личного сознания. Но тем не менее
продукты общего сознания могут при известных условиях входить и в сферу
личного сознания, причем источник их первоначального возникновения не
всегда даже и распознается личным сознанием.
Целый ряд разнородных впечатлений, входящих в психическую сферу при
пассивном восприятии без всякого участия внимания и проникающих
непосредственно в сферу общего сознания, помимо нашего «я», образует те
неуловимые для нас самих воздействия окружающего мира, которые
отражаются на нашем самочувствии, придавая ему нередко тот или другой
чувственный тон, и которые лежат в основе неясных мотивов и побуждений,
нередко нами испытываемых в тех и других случаях. Сфера общего сознания
вообще играет особую роль в психической сфере каждого лица. Иногда
впечатление, воспринятое пассивно, входит благодаря сцеплению идей и в
сферу личного сознания в виде умственного образа, новизна которого нас
поражает. В отдельных случаях образ этот, принимая пластические формы,
возникает в виде особого внутреннего голоса, напоминающего навязчивую
идею, или даже в виде сновидения или настоящей галлюцинации,
происхождение которой обычно лежит в сфере продуктов деятельности общего
сознания. Когда личное сознание ослабевает, как это мы наблюдаем во сне или
вглубоком гипнозе, то на сцену сознания выдвигается работа общего сознания,
совершенно не считающаяся ни со взглядами, ни с условиями деятельности
личного сознания, вследствие чего в сновидениях, как и в глубоком гипнозе,
представляется возможным все то, о чем мы не можем даже и помыслить в
сфере личного сознания.
Вряд ли можно сомневаться в том, что внушение относится именно к порядку
тех воздействий на психическую сферу, которое происходит помимо нашего
«я», проникает непосредственно в сферу общего сознания. Еще в своей работе
«Роль внушения в общественной жизни» (СПб., 1898) я определил внушение
после соответствующих разъяснений следующим образом:
«Таким образом, внушение сводится к непосредственному прививанию тех или
других психических состояний от одного лица к другому, прививанию,
происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без
ясного с его стороны сознания». Я пояснил при этом, что «в этом определении
содержится существенное отличие внушения как способа психического
воздействия одного лица на другое от убеждения, производимого всегда не
иначе как при посредстве логического мышления и с участием личного
сознания».
Все, что входит в сферу личного сознания, вступает в соотношение с нашим
«я», и так как все в личном сознании благодаря отношению к «я» находится в
|