Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 146 
Next page End  

строгом соответствии и координации, служащей выражением единства
личности, то очевидно, что все, входящее в сферу личного сознания, должно
подвергаться соответствующей критике и переработке, приводящей к
убеждению. Но несомненно также, что кроме убеждения, действующего на
другое лицо силой логики и непреложными доказательствами и возникающего
при посредстве личного сознания, следует различать внушение, действующее
на психическую сферу «путем непосредственного прививания психических
состояний, то есть идей, чувствований и ощущений», не требуя участия
личного сознания и логики.
Я и теперь должен поддерживать тот же взгляд и полагаю, что внушение, в
отличие от убеждения, проникает в психическую сферу помимо личного
сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего
сознания и укрепляясь здесь, как всякий вообще предмет пассивного
восприятия.
Когда по внушению у человека развивается судорога в руке или, наоборот,
рука совершенно парализуется, спрашивается, что обусловливает
осуществление этого внушения? Непосредственное проникновение внушаемой
идеи в сферу сознания, не координированную с «я» субъекта, вследствие чего
последнее не властно над этим внушением и не может ему противодействовать.
Но что мешает «я» с его волевым вниманием допустить внушение проникнуть
в общее сознание? Отчего оно не вводит его в сферу личного сознания?
Оттого, что воля парализуется верой в силу гипноза и внушения и субъект не
может на внушении сосредоточить волевого внимания, оно улавливается лишь
непроизвольным вниманием, которое и вводит внушение в сферу общего, а не
личного сознания, давая тем самым известный простор автоматизму.
Таким образом, если бы под внушением мы понимали всякое вообще
непосредственное влияние на человека помимо его «я» или личного сознания,
то мы могли бы отождествить эту форму воздействия на нас окружающих
условий с формой пассивного восприятия, происходящего без всякого участия
«я» субъекта. Но под внушением обыкновенно принято понимать воздействие
одного лица на другое, которое, очевидно, происходит при посредстве
пассивного восприятия, то есть помимо участия личного сознания, или «я»,
субъекта в отличие от воздействия иного рода, происходящего всегда при
посредстве активного внимания, с участием личного сознания и состоящего в
логическим убеждении, приводящем к выработке тех или других взглядов.
Внушение и убеждение, таким образом, являются двумя основными формами
воздействия одного лица на другое, хотя в числе способов психического
воздействия одних лиц на других кроме убеждения и внушения мы можем
различать еще приказание как требование, предполагающее за собой силу,
способную заставить выполнять приказываемое, и пример, возбуждающий
подражание, а также советы, надежды, желания и пр. Но эти формы
воздействия одних лиц на других, кроме чисто автоматического подражания,
по моему мнению, не могут быть причисляемы к основным, так как при
анализе нетрудно убедиться, что как приказание, так и пример действуют
частью путем того же убеждения, частью путем внушения. Несомненно, что в
известной мере и приказание, и пример действуют совершенно подобно
внушению и даже не могут быть от него отличаемы; в остальном же как
приказание, так и пример, действуя на разум человека, могут быть вполне
уподоблены логическому убеждению.
Так, приказ действует прежде всего силой страха за возможные последствия
Hosted by uCoz