непослушания через сознание необходимости выполнения в силу разумности
подчинения вообще и т. п. В этом отношении приказание действует
совершенно подобно убеждению. Но независимо от того приказание действует,
по крайней мере в известных случаях, и непосредственно на психическую
сферу как внушение. Как известно, термин «внушение» до введения его в
психологию предпочтительно употреблялся публикой для выражения
властного влияния одного лица на другое. Лучшим примером влияния приказа
как внушения может служить команда, которая действует, как известно, не
только путем страха перед последствиями за непослушание, но и путем
прямого внушения, не давая возможности здраво обсудить предмет команды.
Точно так же и пример, с одной стороны, действует, несомненно, на разум
путем убеждения в полезности того, что человек видит и слышит; с другой
стороны, пример может действовать и наподобие психической заразы, иначе
говоря, путем прямого внушения как совершенно невольное и безотчетное
подражание.
В этом отношении мы напомним о заразительном влиянии публичных казней,
о самоубийствах из подражания, о передаче путем подражания судорожных
болезненных форм и т. п.
Что касается других форм воздействия одних лиц на других, как требование,
советы, выражение надежды или желания, то в сущности они не имеют в виду
ничего более, как представить материал для суждения другому лицу, а
следовательно, имеют в виду поддержать или укрепить в нем определенное
убеждение, хотя в известных случаях и эти формы воздействия могут влиять
непосредственно на сознание наподобие внушения.
Таким образом, как приказание, так и пример, а равно и другие формы
психического воздействия одних лиц на других действуют в одних случаях
путем убеждения, в других случаях путем внушения, чаще же они действуют
одновременно и как убеждение, и как внушение и потому не могут быть
рассматриваемы как самостоятельные способы воздействия одних лиц на
других, подобно убеждению и внушению.
Lowenfeld, между прочим, настаивает на различии в определениях самого
процесса внушения (suggeriren) от результата его, известного под названием
собственно внушения (suggestion). Само собою разумеется, что это два
различных процесса, которые не должны быть смешиваемы друг с другом. Но,
по нашему убеждению, только такое определение и может быть признано
наиболее подходящим и более правильным, которое обнимает и самый способ
воздействия, характерный для процесса внушения, и результат этого
воздействия. Дело в том, что для последнего характерен не только результат,
но и самый способ, каким он достигнут, равно как для процесса внушения
характерен не только самый процесс или способ воздействия на психическую
сферу, но и результат этого воздействия. Поэтому-то и в слове «внушать» мы
подразумеваем не только способ воздействия на то или другое лицо, но и
возможный результат этого воздействия и, с другой стороны, в слове
«внушение» мы подразумеваем не только достигнутый результат в
психической сфере данного лица, но и в известной мере тот способ, который
привел к этому результату.
По нашему мнению, в понятии внушения прежде всего содержится элемент
непосредственности воздействия. Будет ли внушение производиться
посторонним лицом при посредстве слова, или воздействия производится при
посредстве какого-либо явления или действия, то есть имеем ли мы словесное
|