Однако у более чувствительных, восприимчивых, интеллигентных людей эти иллюзии одна за
другой разрушаются, что нередко ведет к жизненному кризису. Подобный кризис может возникнуть в
связи с переоценкой родителями своего ребенка в его юношеском возрасте или из-за чувства протеста,
часто приобретающего причудливые формы в подростковом возрасте. Чрезмерно усердные попытки
сохранить иллюзии в более поздние периоды жизни порождают иногда депрессии и мистицизм, а
разрушение иллюзий может вызвать даже отчаяние.
Временное структурирование - это обозначение эксзистенциальных проблем, заключающихся в
вопросе, что делать после того, как сказано "здравствуйте"? Мы попытаемся ответить на этот вопрос на
основании наблюдений за действиями людей после высказанного ими приветствия. В настоящей книге
также сделаны предположения о возможных действиях людей, то есть что мог бы сделать человек, как
повести себя в какой-то конкретной ситуации. В этом нам помогли исследования природы жизненных
сценариев и ход их реализации.
Часть 2. Родительское программирование
Судьба человека
Жизненные планы
Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и
разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует
собственную жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу
осмысливать, если надо их отстаивать или бороться с планами других. Даже если жизненный план
человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и
тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе. Встречаются люди, которые
постоянно живут как будто бы в молчании и в страхе. Для большинства из них это большое несчастье.
Только родные и очень близкие их друзья могут понять, что жизнь такого человека проходит в борьбе.
В большинстве случаев он прожил жизнь, обманывая мир и в первую очередь себя. Дальше мы еще
поговорим об этих иллюзиях.
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как
бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется
его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его
супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. В жизни, однако, может случиться не так, как
человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись.
Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы
уже говорили, еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический
импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от
его сопротивления или свободного выбора.
В намерения автора не входит стремление сводить поведение всех людей и всю человеческую
жизнь к какой-то формуле. Совсем наоборот. Реальный человек как личность действует спонтанно
рациональным и предсказуемым образом, принимая во внимание мнения и действия других людей. А
человек, действующий по формуле, - это уже нереальная личность. Но поскольку именно такие люди,
по нашим наблюдениям, составляют основную массу человечества, мы попытаемся познакомить
читателей с результатами своих исследований.
...Делле около тридцати лет. Она ведет жизнь домашней хозяйки. А ее муж - торговец, он много
ездит. Иногда в его отсутствии Делла начинает пить. Эти загулы нередко кончаются далеко от дома.
Как это обычно бывает, из ее памяти выпадает все, что с ней произошло, когда она была пьяна. Она
узнает о том, что с ней было в различных местах, только тогда, когда приходит в себя и обнаруживает
неожиданно в сумочке номера телефонов неизвестных ей мужчин. Она пугается, ее охватывает ужас
еще и потому, что в эти минуты понимает: жизнь ее может быть погублена из-за непорядочности
какого-нибудь случайного партнера.
Подобный сценарий чаще всего планируется в детстве. Поэтому если это сценарий, то именно в
нем следует искать все истоки. Мать Деллы умерла, когда она была маленькой. Отец проводил все дни
на работе. Делла плохо сходилась с другими подростками в школе, чувствовала себя какой-то
неполноценной, жила одиноко. Но в подростковом возрасте она открыла способ обретения
|