Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 114 
Next page End  

явная коммуникация между людьми отсутствует. Это бывает в самых различных ситуациях, например в
купе железнодорожного поезда, в больничной палате и т.п. Далее, за формой замкнутости, когда
каждый человек будто бы окутан собственными мыслями, следует наиболее безопасная форма
социального действия - ритуал; это крайне стилизованные формы взаимодействия, которые могут иметь
неформальный характер, но могут быть и официальными. В последнем случае это в основном
церемониальное поведение, трансакции которою полностью предсказуемы и почти не несут никакой
информации. По своей природе ритуалы - это скорее всего знаки взаимного признания. Единицы
ритуала называют жестами по аналогии с жестами, свидетельствующими о признании и понимании
людьми друг друга. Ритуалы программируются извне - традициями и обычаями.
Следующая форма социального действия называется активностью. Ее мы обычно именуем
работой. В этом случае трансакции диктуются материалом: с чем и над чем работают (будь то дерево,
бетон или математическая проблема). Связанные с работой трансакции обычно направлены от
Взрослого к Взрослому и соотнесены с внешней реальностью, то есть с предметом деятельности. Далее
остановимся на времяпрепровождениях, которые не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуал,
но обладают некоторой повторяемостью. Это многовариантное взаимодействие, имеющее законченный
характер, как фраза или предложение. Примером может служить вечеринка с угощением, где участники
недостаточно хорошо знакомы друг с другом. Времяпрепровождение чаще всего социально
запрограммировано, поскольку говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на
допустимые темы, Когда при этом проскальзывают индивидуальные нотки, тогда
времяпрепровождения переходят в другую форму социального действия, которая называется игрой.
Игра, как мы уже говорили, - это комплекс скрытых трансакций, повторяющихся и
характеризующихся четко определенным психологическим выражением. Во время скрытой трансакции
участник чаще всего притворяется, так как создает видимость, что делает что-то одно, а в
действительности делает совсем другое. Все игры предполагают "приманку". Однако "приманка"
срабатывает лишь тогда, когда есть слабость, на которую она рассчитана, или имеется какой-то "рычаг",
ухватившись за который можно вызвать отклик другого игрока. Это может быть зависть, жадность,
сентиментальность, вспыльчивость и т.п. Как только "приманка" схвачена, игрок начинает тянуть за
"рычаг", чтобы получать свой выигрыш. Партнер смущен или недоумевает. пытаясь осознать, что же
такое с ним произошло. Когда игра заканчивается, каждый получает свой "выигрыш", или
"вознаграждение", который обычно бывает взаимным и заключается в чувствах, переживаниях (не
всегда одинаковых), но возбуждаемых игрой как в активном игроке, так и в его партнере. Если набор
трансакций не характеризуется этими чертами, то речь идет не об игре, так как при игре скрытые
трансакции должны содержать "приманку", "рычаг", недоумение и "выигрыш". Это можно представить
в виде следующей формулы:
П + С = Рк - Р - Н - В (формула игры),
где П+С означает, что "приманка" схвачена, реакция достигнута и игрок тянет за "рычаг" (Р).
После этого следует момент смущения или недоумения (Н), а затем оба получают свой "выигрыш" (В).
Все, что укладывается в эту формулу, мы считаем игрой. Все, что не угадывается в эту формулу, игрой
не является.
За игрой следует второй пограничный случай, замыкающий ряд форм межчеловеческих
взаимодействий, - близость. Двустороннюю близость можно определить как искренне неигровое
отношение между людьми со свободным взаимным обменом между ними, исключающим извлечение
выгоды. Близость может быть односторонней, когда один человек дарит другому свое искреннее и
свободное отношение, а другой расчетливо ищет при этом своей выгоды.
Сценарии
Различные формы социального действия, как уже отмечалось в первой книге, способствуют
структурированию времени, помогают избежать скуки, а также дают возможность извлечь максимально
возможное удовлетворение из каждой ситуации. Большинство людей, кроме того, подсознательно
имеют свой жизненный план, или сценарий, согласно которому они структурируют более длительные
периоды времени - месяцы, годы или даже всю свою жизнь, заполняя время ритуальной деятельностью,
времяпрепровождениями, развлечениями, играми. Реализуя сценарий, игры дают в то же время
немедленное удовлетворение и прерываются периодами замыкания в себе или эпизодами близости.
Сценарии обычно основываются на детских иллюзиях, которые могут не исчезнуть в течение всей
жизни.
Hosted by uCoz