Аппарат определяет структурирование жизненного времени и оказывается тем же самым, что и аппарат,
используемый для этой цели в волшебных сказках.
В сказках программируют великаны и ведьмы, благосклонные богини и спасенные животные,
иногда - волшебники обоего пола. В действительной жизни их роль исполняют родители.
Психотерапевты больше знают о плохих сценариях, чем о хороших, ибо первые более
драматичны и о них чаше говорят. З. Фрейд, например, упоминает бесчисленное множество
неудачников, а единственные победители в его анализах - это Моисей, Леонардо [Имеются в виду
библейский Моисей и Леонардо да- Винчи.] и он сам. Победителей редко волнует история их удачи,
тогда как проигравшим важно ответить на вопросы: "Почему?" и "Нельзя ли что-то исправить?". Так
что в последующих разделах мы займемся сначала неудачными сценариями, относительно которых
имеются довольно точные сведения. Здесь сценарный аппарат состоит из следующих элементов,
данных в переводе ребенка на язык императивов ("марсианский").
1. Один из родителей кричит в порыве гнева ребенку: "Исчезни!" или "Чтоб ты провалился!" -
это указания о характере смерти. То же самое: "Ты кончишь, как твой отец" (алкоголик) - приговор на
всю жизнь. Такая команда называется сценарный итог, или проклятие.
2. Родители дают указания негативного плана, как бы предохраняющие ребенка от проклятия:
"Не беспокой меня!" или "Отстань", "Не ной!". Это сценарное предписание, или "стопер", которое дает
строгий Родитель, или его сумасшедший Ребенок.
3. Родители поощряют поведение, ведущее к итогу: "Выпей глоток!" Это называется сценарной
провокацией, или толчком. Он исходит от злого Ребенка, или "демона" в родителях, его обычно
сопровождает "ха-ха".
4. Даются предписания, как заполнить время в ожидании действия. Они формулируются как
моральные максимы. "Работай на совесть!" может означать: "Работай на совесть всю неделю, а в
субботу можешь напиться". "Береги каждую копейку" может означать: "Береги каждую копейку, чтобы
потом пропить все сразу". Это антисценарный лозунг, идущий от Родителя-"воспитателя".
5. Дополнительно родители просвещают относительно реальностей жизни, которые нужно знать
для реализации сценария: как смешивать напитки, как вести бухгалтерию, как обманывать. Это образец,
или модель, формирующийся по указанию Взрослого.
6. Дети в свою очередь испытывают стремления и побуждения, направленные против сценарного
аппарата, формируемого родителями, например: "Стучи в дверь!" (против "Исчезни!"), "Плюнь!",
"Словчи!" (против "Работай на совесть!"), "Истрать все сразу!" (против "Береги копейку!"), "Сделай
наоборот!". Это сценарный импульс, или "демон".
7. Предполагается возможность снятия заклятия. "Ты можешь преуспеть и после сорока лет".
Такое волшебное слово называется антисценарий, или внутреннее освобождение. Но нередко
единственным антисценарием оказывается смерть: "Свою награду ты получишь на небесах".
Точно такой же аппарат структурирования времени обнаруживается в мифах и волшебных
сказках. Итог, или проклятие: "Исчезни!" (Ганс и Гретель) "Чтоб ты умер!" (Снежная Королева и
Спящая Красавица). Предписание, или "стопер": "Не будь чересчур благоразумным!" (Адам и Ева, и
Пандора). Провокация, или толчок: "Уколи пальчик иголкой, ха-ха!" (Спящая Красавица).
Антисценарный лозунг: "Трудись усердно, пока не встретишь принца!" (Кари - деревянная рубашка)
или "Выполняй, что обещал, и обретешь счастье!" (Царевна-лягушка). Модель, или программа: "Люби
зверей, и они тебе заплатят добром!" (Иван- царевич). Импульс, или "демон": "Я лишь гляну одним
глазком!" (Синяя Борода). Антисценарий, или разбитое заклятие: "Ты перестанешь быть Лягушкой,
когда тебя поцелует молодой красавец!" (Царевна-лягушка) или "Ты освободишься, проработав
двенадцать лет!" (Геракл).
Такова анатомия сценарного аппарата. Проклятие, предписание, толчок управляют сценарием,
остальные четыре элемента могут быть использованы для борьбы с ними. Но ребенок живет в мире
прекрасной волшебной сказки, в мире наивном или жестоком, и верит в основном в волшебство.
Поэтому он ищет волшебных путей к спасению, через суеверие или фантазию. Когда они не
срабатывают, он оказывается во власти "демона".
Но у "демона" имеется примечательная особенность. Когда "демон" в Ребенке говорит: "я сделаю
так, что ты проиграешь, ха-ха!", "демон" в Родителе отвечает: "Именно этого я от тебя хочу, ха-ха!" Так
сценарная провокация и сценарные импульсы, толчок и "демон" трудятся совместно, реализуя судьбу
неудачника. Родитель побеждает, когда Ребенок проигрывает, а Ребенок проигрывает, стараясь
победить. Все эти элементы мы рассмотрим подробнее в следующей главе.
|