Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 114 
Next page End  

Отец: С таким характером ты в один прекрасный день кого-нибудь убьешь.
Сын: Наверное, не тебя, а, возможно, кого-нибудь другого.
Ребенок все прощает и принимает решение следовать директиве только после многих, может
быть даже сотен, подобных трансакций.
В жизни человека сценарный итог предрекается, предписывается родителями, однако он будет
недействительным до тех пор, пока не будет принят ребенком. Конечно, принятие не сопровождается
фанфарами и торжественным шествием, но тем не менее однажды ребенок может заявить об этом со
всей возможной откровенностью: "Когда я вырасту, я буду такой же, как мамочка" (что соответствует:
"Выйду замуж и нарожаю столько же детей") или "Когда я стану большой, я буду как папа" (что может
соответствовать: "Буду убит на войне."). Пациента следует спросить. "Когда вы были маленьким, как
хотели распорядиться своей жизнью?" Если он отвечает, как обычно ("Я хотел стать пожарником"), то
вопрос нужно конкретизировать: "Я имею в виду вопрос о том, как, вы думаете, завершится ваша
жизнь?" Поскольку итоговые решения часто принимаются в возрасте настолько раннем, что это
недоступно воспоминанию, пациент, возможно, не сумеет дать ответ. Тогда его надо искать в его более
поздней биографии.
Предписание
В действительной жизни предписания осуществляются не по волшебству, но в силу
определенных свойств человеческого ума. Недостаточно родителям только раз сказать ребенку: "Не
ешь эти яблоки!" или "Не открывай эту шкатулку!". Любой "марсианин" знает, что предписание,
выраженное таким способом, на деле представляет собой вызов. Для того чтобы то или иное
предписание накрепко запечатлелось в сознании ребенка, его нужно многократно повторять, а
отступления от него не оставлять без внимания, хотя имеются примеры (в случаях с заброшенными
детьми), когда одного сильного воздействия оказывается достаточно, чтобы предписание запечатлелось
на всю жизнь.
Предписание - самая важная часть сценарного аппарата. Оно может иметь различную
интенсивность. Поэтому предписания можно классифицировать так же, как игры, - по первой, второй и
третьей степени. В рамках каждого из типов имеется тенденция к выработке определенного рода
личности: победителя, непобедителя, неудачника. Непобедитель - это человек, который не выигрывает
и не проигрывает, а ухитряется все свести к нейтральному балансу. Предписания первой степени -
социально приемлемые и мягкие по форме - это прямые указания, подкрепляемые одобрением или
неодобрением ("Ты была милой и приятной", "Не будь таким честолюбивым"). Следуя им, еще
возможно стать победителем. Предписания второй степени (лживые и жесткие) не диктуются прямо, а
навязываются окольным путем с помощью соблазнительных улыбок и угрожающих гримас ("Не говори
отцу", "Держи рот на замке"). Это лучший способ воспитать непобедителя. Третья степень (грубые и
очень жесткие предписания) - неоправданные запреты, внушаемые чувством страха. Слова при этом
переходя г в визг, лица кошмарно искажаются, а физические наказания бывают очень жестокими. Это
один из вернейших путей создания неудачника.
Предписания, так же как и итоги, усложняются, так как большинство детей воспитывают оба
родителя. Так, один из них может говорить: "Не ловчи!", а другой: "Не будь дурачком!"
Противоречивые предписания ставят ребенка в трудное положение. Однако в большинстве случаев
супруги дают совместные предписания, что образует определенную комбинацию.
Предписания - "стоперы" - внушаются в основном в нежном возрасте, когда родители выглядят
волшебными фигурами в глазах ребенка. Дающая предписание часть материнского Я (ее
Воспитывающий Родитель или Ребенок) обычно зовется Доброй волшебницей, если она
доброжелательна, или, в противном случае, Бабой-Ягой. Иногда самым подходящим наименованием
будет Сумасшедший Ребенок матери. Точно так же Воспитывающий Отец будет, в зависимости от его
проявлений, называться Веселым великаном или Страшным чудовищем (схема 7).
"Толчок"
Провокация, или совращение, - вот что порождает будущих развратников, пьяниц, преступников,
разные другие типы с пропащим сценарием. В раннем возрасте поощрение быть неудачником может
выглядеть так: "Он у нас дурачок, ха-ха" или "Она у нас грязнуля, ха-ха". Затем приходит время более
конкретных подкалываний и поддразниваний: "Он когда стукается, то всегда головой, ха-ха" или "Она
Hosted by uCoz