сценарного аппарата, как он изображен на схеме 9. Антисценарий (контрсценарий) завещан ему обоими
родителями: "Трудись усердно". Отец служил для него образцом без устали работающего врача.
Материнское предписание гласило: "Не расслабляйся, трудись до самой смерти". Однако отец
предложил ему и "расколдовыватель": "Можно расслабиться только из-за болезней". Лечение
заключалось в том, чтобы добраться до той части его сознания, откуда эти "голоса" посылали свои
директивы. Предписание было снято разрешением: "Ты можешь расслабиться без болезни".
Разрешение, миновав все преграды, охраняющие сценарный аппарат, сняло заклятие. Совершенно
бесполезно было говорить ему о том, что так не может далее продолжаться, так как он заболеет. Он
вполне сознавал эту угрозу, но напоминание о ней только приводило его в еще большее отчаяние, ибо
только серьезное заболевание могло стать для него освобождением. Ему требовались не угроза и не
приказ (приказов у него в голове было достаточно), а разрешение, которое освободило бы его от всех
приказов. Что и было сделано! Тогда он перестал быть жертвой своего сценария и стал хозяином
самому себе. Он по-прежнему много работал, а отец по-прежнему оставался для него образцом медика,
но сценарий уже не заставляет его мчаться навстречу гибели. Так в пятидесятилетнем возрасте человек
обрел возможность следовать собственным, свободно избранным путем.
Отец С = "Я хочу поступать по-своему" Мать
----------¬ ^ ----------¬
¦ ¦
К = "Трудись усердно"
¦
К = "Трудись усердно"
¦ ¦
¦ P ---------------------¬ ¦ ---------------------- P ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+ ¦-----¦----¬¦ +---------+
¦ ¦
Об = "Вот как"
¦¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦
¦ B -------------------¬ L--> ¦P <--- ¦ B ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+ ¦ +----¦----+ +---------+
¦ ¦
О = "Можно
¦ ¦ ¦ ¦
П="Hе расслабляйся,
¦
¦
¦ Pe -----------------¬ L----> ¦B ¦ ------------------ Pe ¦
¦ ¦
расслабиться
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
трудись до са
-¦ ¦
L----------
только из
-за
¦ +----¦----+ ¦
мой смерти"
L----------
болезни"
¦ ¦
¦ ¦ ¦
L------> Pe <-------
П = Сценарий
¦ ¦
К = Контрсценарии
L----------
О = Освобождение
С = Сильное желание
Об = Образец
Схема 9. Трудолюбивый человек, добившийся успеха
Сценарное оборудование
Сценарное оборудование - это "детали, болты и гайки", из которых строится сценарный аппарат
набора "Сделай сам", который частично предоставляют ребенку родители, а в какой-то степени он
"делает" сам.
...Клементина находилась в подавленном состоянии из-за несчастной любви. Со своим
возлюбленным она боялась быть откровенной, ибо ей жутко было его потерять. С другой стороны, она
думала, что потеряет его, если не будет с ним откровенной. Ничего дурного за этим не скрывалось. Ей
лишь не хотелось, чтоб он знал о ее подлинной страстности. Иногда это противоречие приводило ее в
панику, а порой делало бесчувственной. Рассказывая об этом, она приходила в такое смятение, что
буквально теряла голову.
Как могли реагировать на это ее родители? Отец, наверное, сказал бы: "Не придавай этому
значения. Не теряй голову". А мать? "Он использует это для своей выгоды. Не привязывайся к нему. Он
тебя все равно рано или поздно бросит. Ты для него недостаточно хороша. Он недостаточно хорош для
тебя".
Во время трансакционного анализа выяснилось следующее. Когда девочке было около шести
лет, ее дядя, тогда еще подросток, заставил ее испытать сексуальное возбуждение. Родителям она
ничего не сказала. Однажды, увидев ее в ванне, отец отметил, как она мила в голом виде, и рассказал об
этом в ее присутствии своим гостям. В числе гостей был и "сексуальный" дядя. А как она к этому
отнеслась? "Я хотела спрятаться... Боже, они могли узнать о моем состоянии". Что она думала при этом
об отце? "Мне хотелось сделать ему как можно больнее. Но при этом где-то глубоко внутри у меня
|