вырывалось: ха- ха! У меня был свой секрет, но хуже всех чувств было то, что я знала: "Мне это
нравится".
Из своих реакций Клементина сконструировала сценарий, согласно которому ее ждали
страстные любовные связи и расставания. Но при этом она намеревалась выйти замуж и иметь детей.
1. В приведенном примере имеются два антисценарных лозунга, провозглашенных отцом: "Не
придавай значения" и "Не теряй голову". Они соответствуют стремлению девушки выйти замуж и иметь
семью.
2. Имеется пять предписаний от матери, укладывающиеся в одно: "Ни к кому не привязывайся".
3. Налицо соблазнение страстью и сексом, возбужденное дядей и подкрепленное отцовской
провокацией.
4. Соблазны и провокации Родительских "демонов" заставили ее собственного "демона"
бодрствовать всю ее жизнь.
5. Можно предположить наличие "встроенного" освобождения: это уже знакомый нам Принц с
Золотыми Яблоками, совсем не похожий на отца. Только найдет ли его в своей жизни эта женщина?
Побуждения и разговоры
Человек, путающийся в лабиринтах своего сценарного аппарата, одновременно имеет и свои
собственные независимые побуждения. Они могут являться в дневных "снах наяву" или в смутных
галлюцинациях перед засыпанием: великие дела, которые он совершит на следующий же день, или
спокойствие и благополучие, которыми он насладится по прошествии многих лет борьбы. У каждого
мужчины, у каждой женщины есть свой "тайный сад", ворота которого охраняются от вторжения
грубой толпы непосвященных. Это зримые представления о том, что бы они сделали, если б могли
делать то, что им хочется. Счастливцы правильно выбирают время, место и человека для осуществления
своих мечтаний, другие осуждены печально бродить за пределами собственных стен, где витает их
мечта. Именно этому и посвящена настоящая книга: что происходит вне этих стен, то есть тем внешним
трансакциям, которые либо сушат, либо питают яркие цветы человеческой души.
Многие дела, явления человек может (как домашнее кино) прокручивать в своей голове,
произнося при этом различные диалоги. Каждая вслух высказанная фраза или сценарное решение чаще
всего является продуктом такого диалога. Мать, отец, взрослый - все они говорят: "Тебе следовало
бы...", а сам Ребенок, окруженный со всех сторон, хочет вырваться и получить что-то свое, им самим
желаемое. Кто из нас не знает удивительного и почти бесконечного запаса диалогов, укрытого в
затаенных уголках собственного сознания. Там порой хранятся полные ответы на вопросы, которые
трудно даже себе вообразить. Но если "нажать нужную кнопку", то когда-нибудь они могут вылиться в
прекрасную поэзию. Хорошие сценарные аналитики умеют распознавать и усиливать эти природные
возможности человека. В этом состоит важный элемент применяемой ими психотерапии.
Задача сценарного аналитика заключается в том, чтобы любому обратившемуся за
консультацией человеку помочь стать свободным в осуществлении своих стремлений. Он помогает
Ребенку пробиться сквозь царящее порой в голове у пациента вавилонское столпотворение и добиться,
чтобы он сказал: "Именно этого я и хотел, и я сделаю это так, как мне самому хочется".
Победители
Победители тоже могут быть "запрограммированы". Как благословение звучит: "Будь великим!"
Предписание имеет адаптивный, а не запрещающий характер: "Не будь эгоистом!", а толчок поощряет:
"Недурно сделано!" Когда имеются такие благожелательные предписания и разрешения, ребенку
остается справиться с "демоном", прячущимся в затаенном изначальном сознании.
У всех ли есть сценарий?
Ответить на этот вопрос с какой-то степенью уверенности трудно. Однако мы считаем, что
каждый человек в определенной степени "запрограммирован" с ранних лет. Как уже отмечалось,
некоторые обретают автономию благодаря чрезвычайным внешним обстоятельствам, некоторые - путем
внутренней реорганизации, другие - актуализируя антисценарий. Ключом обычно служат разрешения.
Чем больше у человека разрешений, тем менее он связан сценарием. И наоборот, чем жестче
подкрепляются сценарные директивы, тем менее он способен выйти за границы сценария. Весь
|