она увидела другую группу преследователей. Ситуация складывалась так, что она не могла двигаться ни
вперед, ни назад. Оставалось лишь уператься руками в стенки тоннеля. Пока ей это удавалось, она
чувствовала себя в безопасности.
Психотерапевт перевел этот сон на язык сценария. Оказалось, что большую часть жизни
женщина провела в тоннеле-ловушке, постоянно находясь в каком-то неудобном положении. Вся ее
жизнь показывала, что она устала "держаться за стенки". В задачу психотерапевта входила
необходимость помочь женщине освободиться от власти сценария, выйти из "тоннеля" в реальный мир,
который уже не выглядит для нее опасным. "Тоннель" - это ее сценарная основа. Возможно, конечно,
множество других интерпретаций этого сна. Это понятно даже новичку, прошедшему вводный курс
психологии. Но сценарная интерпретация особенно важна потому, что она показывает психотерапевту и
другим членам группы, а также пациентке и ее мужу, что нужно предпринимать.
Сцена "тоннеля" оставалась, очевидно, у женщины неизменной с раннего детства, поскольку
пациентка неоднократно видела этот сон. "Концентрационный лагерь" - это явно позднейшая адаптация
детских кошмаров, которые Ванда не могла уже вспомнить. Ясно, что это основано на ранних
переживаниях, смысл которых менялся при чтении книг. Юность, следовательно, - период, когда
кошмарные "тоннели" детства приобретают более реалистическую и современную форму и ложатся в
основу оперативного сценария, определяющего жизненный план. Нежелание Ванды вникнуть в
проделки мужа показывает, как упорно человек цепляется за сценарные сцены, в то же время жалуясь и
всячески демонстрируя невыносимость такого существования.
"Футболка с надписью"
Все, что мы обсуждали в этой главе, можно собрать воедино, акцентируя внимание на том, как
пациент "подает себя" в жизни. Мы называем это "футболкой с надписью", а в сущности это одна-две
краткие, но крайне выразительные фразы, которые опытному глазу психотерапевта могут многое
сказать о любимом времяпрепровождении пациента, об его излюбленных играх и чувствах, его
занятиях, об образе мира, в котором он живет, и т.д.
"Футболка" обычно приобретается в старших классах или в первые годы колледжа, как раз в
возрасте, когда "футболки" особенно популярны. В дальнейшей жизни ее украшают, возможно, меняют
формулировку надписи, но ее смысловое ядро сохраняется.
Всех компетентных клиницистов, к какой бы школе они ни принадлежали, объединяет одно: они
хорошие наблюдатели. Поскольку предмет наблюдения один и тот же - человеческое поведение, то
неизбежно возникает сходство в том, что они видят, как классифицируют и описывают наблюдаемые
факты. Поэтому мы считаем все психоаналитические концепции проявлением одного и того же
феномена [Многие психоаналитики полагают, что "трансакционные игры" - просто синоним защитных
механизмов. Это не так. Защитные механизмы - это "футболки с надписью". Игры же скорее относятся
к открытой системе социальной психологии, чем к закрытой энергетической системе, описанной
Фрейдом. - Прим. автора.].
Настоящие "футболки" помогают уяснить, к какой группе принадлежат их обладатели, помогают
понять их мировоззрение и истоки поведения в определенных ситуациях. Они, однако, не дают
информации о том, каким способом человек ведет игру с близкими и какого результата он от этого
ждет. "Футболки" часто демонстрируют коллективную установку и общие игры, но каждый человек при
этом реализует собственный сценарий со своим индивидуальным выигрышем. Трансакционная или
сценарная "футболка" - это установка, столь явно проявляющаяся в психологическом облике человека,
как будто он носит настоящую футболку с напечатанным на груди сценарным лозунгом. Вот некоторые
распространенные сценарные "футболки": "Не тронь меня", "Я алкоголик и этим горжусь", "Смотрите,
как я трудолюбив", "Разойдись!", "Как я хрупка", "Хочешь закурить?". Есть "футболки" с лозунгом
впереди и частным сообщением на спине. Например, на груди у женщины может быть "лозунг": "Я ищу
мужа", - а когда она повернется спиной, то там ясно читается: "Но вы мне не подходите". У человека
может быть как бы на лбу написано: "Я алкоголик и этим горжусь", - а со спины читается: "Но я знаю,
что это болезнь". Некоторые транссексуалы носят особенно цветистые "футболки", на которых впереди
стоит: "Разве я не очарователен?", а на спине: "Может быть, хватит?"
Встречаются "футболки", демонстрирующие "клубный" образ жизни их обладателей, которых
объединяет: "Никто не знает, сколько бед я пережил". Обычно это бывает "братство" с разветвленной
сетью "отделений". Одно из таких "отделений" - клуб меланхоликов. Фантазируя, можно представить
его в виде деревянного барака, скудно обставленного старой мебелью. Стены пусты, лишь на одной из
|