историю психотерапевту, приведя еще другие примеры материнской непоследовательности. Не все в
этих примерах было ясно, чтобы понять происходящее, поэтому консультант пригласил к себе обеих -
Мэб и ее мать.
Как только они уселись, мать - Аминта - разразилась речью строгого Родителя, упрекая Мэб в
упрямстве, безответственности, курении марихуаны и в прочих делах, в которых нередко упрекают
матери своих восемнадцатилетних дочерей. Мэб глядела на нее сначала с легкой усмешкой, как бы
говорящей: "Ну вот, опять..." Затем она уставилась в сторону, как бы говоря: "Это становится
невыносимым". Затем она подняла глаза к потолку, что должно было означать: "Неужели некому меня
спасти!" Аминта продолжала обвинять, не обращая внимания на реакцию дочери.
Исчерпав тему, Аминта сменила тон. Она рассказывала, какие тяжелые времена ей пришлось
пережить. Это было не Детское хныканье, а трезвая оценка Взрослым своих семейных проблем,
которые, впрочем, консультанту были хорошо известны. В этот момент Мэб повернулась и
внимательно посмотрела на мать. В глазах ее было совсем новое выражение: "А ведь она действительно
человек". Аминта продолжала, а психотерапевт фиксировал переходы состояний ее Я от одного
момента к другому, исходя из детального знания ее биографии и переживаний. В один из моментов она
продемонстрировала ту же самую непоследовательность, что в эпизоде с закрытой дверью, когда она
сначала вела себя как сердитый Родитель-Отец (дав Мэб "от ворот поворот"), исчезнувший, когда верх
взяла Родитель-Мать (болеющая за "малютку", бродящую по городу без приюта и ночлега). Затем
последовал скорее Взрослый, чем беспомощный Ребенок, а потом снова возник сердитый Отец.
Эти блуждания изображены линией, проведенной на диаграмме, изображающей состояние Я
Аминты (схема 12). Начав в области РО (Родитель- Отец), переходит в РМ (Родитель-Мать), затем
спускается к В (Взрослый), далее - к Ре (Ребенок) и возвращается к РО. Следуя дальше, проводится
линия, которая показана на диаграмме, - от РО к В, к Ре и назад к РМ. Так прослеживается путешествие
Аминты по глубинам души от одного круга к другому.
г=======T=======¬
¦ P ¦ P ¦
¦
Отец
¦
Мать
¦
¦
О
¦ ¦
¦ L<--¬
О
------¬
------
О
¦
О
¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦==¦====¦=¦=====¦ ¦
¦ ¦ ^ ^ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
В
¦ ¦ ¡
¦ ¦ ¦
О
¦ ¦
¦ ¦
О
-<-¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ^ ¦ ¦
¦ ¦======¦==¦=====¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L--¦--
О
-------
L--->--
О
------ ¦
¦ ¦
¦ Pe ¦
L===============-
Схема 12. Путешествие по глубинам души
Вопрос в том, что изображает эта линия? Она изображает ощущение Я Аминты, ощущение,
которое не закреплено в каком-то одном из состояний Я, а свободно перемещается из одного состояния
в другое. Неважно, в каком из кругов Аминта "живет": в каждый данный момент она чувствует, что это
есть ее настоящее Я. Ход, или локус, свободного перемещения - это непрерывная линия. Аминта не
сознает, что она или ее поведение изменяется от момента к моменту, ибо ощущение настоящего ее Я
пребывает неизменным. Так что, говоря, что она движется из одного состояния в другое, мы
подразумеваем свободное перемещение, сопровождаемое неизменным чувством настоящего Я. Себе
самой она кажется одной и той же целостной личностью, но от одной фазы к другой изменяется
настолько, что со стороны можно подумать, будто у нее в голове сидят несколько разных людей,
говорящих и действующих по очереди, один за другим. Именно так это и представляла себе Мэб,
именно поэтому она не могла найти с матерью общий язык. Ей никак не удавалось нащупать целое,
|