которое давало бы возможность предвидеть поведение или реакцию Аминты от одного момента к
другому. Следовательно, она не могла приспособить свое поведение к смене настроений матери. В
результате и поведение самой Мэб казалось Аминте произвольным и непоследовательным. Когда
Аминта и Мэб разобрались в состояниях Я, нетрудно оказалось разъяснить ситуацию и научить их
лучше относиться друг к другу.
Поведение Клары, описанное ранее, несколько иначе демонстрирует, каким образом взаимное
непризнание состояния Я друг друга воздействует на весь жизненный путь человека, на жизнь его детей
и близких. Здесь два состояния Я активны одновременно: одно слушает искренне и заинтересованно,
другое гримасничает, и каждое упорно игнорирует другое, как подозрительного незнакомца, хотя оба
вот уже сорок лет беспрерывно сидят в одной лодке. Отметим интересный случай, когда человек даже
наедине с собой отказывается признать собственное поведение.
Мужчина вполне искренне считает себя хорошим водителем, хотя по крайней мере раз в году
попадает в серьезную аварию. Женщина утверждает, что она прекрасная кулинарка, хотя обед у нее
регулярно подгорает. Искренность оказывается возможной потому, что Взрослый в каждом из этих
случаев действительно хороший водитель и прекрасный кулинар, а несчастья - дело Ребенка. Поскольку
у этих людей границы между состояниями Я плотны и неподвижны, Взрослый не обращает внимания
на поступки Ребенка и может, не уклоняясь от истины, утверждать, что Я (мое Взрослое Я) ни разу не
допустило ошибки. То же самое происходит с людьми, которые вполне владеют собой, будучи
трезвыми (тогда дело в руках Взрослого), но "отпускают поводья" после выпивки (верх берет Ребенок).
Некоторые люди отключаются начисто, так что Взрослый вообще не осознает, что делается в состоянии
опьянения, зато потом вырабатывает безукоризненную и непоколебимую концепцию собственной
правоты наподобие той, что имеется у алкоголиков. Похожим образом ведет себя человек, неспособный
к творчеству во Взрослом состоянии, но щедрый и плодовитый как Ребенок. Как "дурные" люди не
способны понять, за что сыплются на них упреки и обвинения, так эти "хорошие" люди не могут
принять похвалу за свои творческие достижения, а если примут, то лишь из вежливости. Взрослый
действительно не понимает, причем здесь он, когда хвалят работы Ребенка. Взрослый в них не
принимал участия.
Мы говорили уже о богатой женщине, которая не стала бедной, лишившись денег, и о бедной,
которая не превратилась в богачку, приобретя деньги. В обоих случаях Ребенок твердо усвоил из
сценарных указаний, беден он или богат, поэтому простой факт наличия денег не заставит его сменить
позицию. Точно так же Ребенку мужчины отлично известно, хороший он водитель или плохой, а
Ребенку женщины - хорошая ли она кулинарка. Нескольких аварий или подгоревших пирогов
недостаточно для того, чтобы мнение их о себе изменилось.
Позиция после путешествия по глубинам души - обычно позиция мягкого отказа. "Я в порядке.
Мой собственный Родитель не заметил в моих действиях ничего предосудительного, так что я не
понимаю, о чем вы ведете речь".
В этом случае предполагается, что другой человек не в порядке именно по причине его реакции
на эти действия. Срочно натягивается "футболка" с надписью на груди: "Я себя извиняю", - а на спине:
"А почему бы вам меня не извинить?"
Существует средство избавиться от этого взаимного "невежества" одного состояния Я по
отношению к другому. Это задача Взрослого - помнить и брать на себя ответственность за все деяния
всех настоящих Я. "Беспамятства" ("Вы хотите сказать, что это сделал я? Я, наверное, был вне себя!")
будут запрещены, необходимо будет смотреть фактам в лицо ("Да, я помню, как это случилось, и это
действительно сделал я" или еще лучше: "Я позабочусь о том, чтобы это никогда не повторилось").
Ясно, что это предположение должно иметь последствия для юридической практики. Оно заставляет с
подозрением относиться к трусливым ссылкам на психическую невменяемость ("Нельзя обвинять меня
в том, что сделала моя страсть").
Обратная связь и "дожигание"
Оба эти явления напоминают трансакционный рэкет в том отношении, что они базируются в
основном, хотя и не полностью, на инструкциях, полученных от родителей. Их отличие от рэкета
состоит в том, что они активизируются "изнутри", а не посредством стимулов, получаемых от
окружающих.
Обратной связью мы называем независимое воздействие, когда какое-то надвигающееся событие
начинает оказывать влияние на поведение индивида. Она драматически проявляется у людей с
|