¦ ¦ P
П
- РП-
¦ ¦
¦ P -------------------¬ -------------------- P ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
+---------+ ¦ ----------¬ ¦ +---------+
¦ ¦
ВП
-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ B -----------------¬ L----> P <----- ¦ B ¦
¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+ ¦ +---------+ +---------+
¦ ¦
РеР
-
¦ ¦ ¦
РеП
-
¦ ¦
¦ Pe ---------------¬ L------> B ¦ -------------------- Pe ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------- ¦ +---------+ ¦ L----------
L--------> P <-----
+---------+
Pe2
¦ B ¦
+---------+
¦ Pe1 ¦
L----------
Схема 13. Незаполненная сценарная матрица
Лучший способ получить соответствующую информацию для заполнения матрицы - задать
пациенту следующие вопросы: 1) Каков был любимый "лозунг" ваших родителей? Какой был у них
излюбленный "рецепт" на все случаи жизни? Ответы могут послужить ключом к антисценарию. 2)
Каков был образ жизни ваших родителей? Надежный ответ можно получить, лишь тесно сотрудничая с
пациентом. Чему бы ни учили его родители, он что-то будет повторять вновь и вновь, а повторение
позволит определить его жизненную позицию, например: "Он - пьяница", "Она - любительница
мужского пола". 3) Каков у вас Родительский запрет? Это мы считаем самым важным вопросом, так как
ответ на него чаще всего дает возможность понять поведение пациента и спланировать способ, который
вывел бы его к более полноценной и насыщенной жизни. Поскольку симптомы его состояния выражают
протест против запрета (это показал еще Фрейд), то снятие запрета - это способ ликвидировать
симптомы. Требуется, однако, опыт и мастерство, чтобы отделить главнейшие родительские
предписания от "фонового шума". Самый надежный в этих случаях путь - это задать еще один вопрос:
4) Что вам нужно было сделать, чтобы вызвать улыбку или смех своих родителей?
Это уже в какой-то степени толчок, предложение альтернативы запретным действиям.
Следовательно, чтобы заполнить пустую матрицу на схеме 13 так, чтобы она выглядела
наподобие схем 6, 8, 9, нужно выяснить предписания или побуждения (РР), модель или программу (ВВ)
и родительский запрет или предписание (РеР), а также провокации (РеР), какие только удается
обнаружить (РП - предписание или побуждения, ВП - модель или программа, РеР - провокации, РП -
родительский запрет).
Самые мощные сценарные указания формируются в ходе семейной драмы, которая либо
подкрепляет то, что говорилось родителями ранее, либо разоблачает их лживость. Именно эти сцены
чаще всего мучительно запечатлевают в сознании ребенка все то, что он, по мнению родителей, должен
знать о своем сценарии. И следует помнить, что громко произносимые слова воздействуют не менее
глубоко и долго, чем так называемое невербальное общение.
Ситуация, изображенная на схеме 14, часто встречается в реальной жизни.
----------¬ ----------¬ ----------¬ ----------¬ ----------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ P ¦ ¦ P ¦ ¦ P ¦ ¦
P
¦ ¦ P ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+ +---------+ +---------+ +---------+ +---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ B
¦ ¦ B ¦ ¦ B ¦ ¦ B ¦ ¦ B ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+ +---------+ +---------+ +---------+ +---------+
---> P ---------> P ---------> P -----
----> P ---------> P ----
+---------+ +---------+ +---------+ +---------+ +---------+
¦ B ¦ ¦ B ¦ ¦ B ¦ ¦ B ¦ ¦ B ¦
+---------+ +---------+ +---------+ +---------+ +---------+
¦
Pe
¦ ¦ Pe ¦ ¦ Pe ¦ ¦ Pe ¦ ¦ Pe ¦
L---------- L---------- L---------- L---------- L----------
Бабушка Отец Пациент Сын Внучка
|