Схема 14. Семейный парад
Пациентка слышала или видела, что ее бабушка была неудачницей; ей хорошо известно, что
неудачником был и ее отец. Она сама пришла за помощью в психиатрическую группу, так как считает
себя неудачницей; ее сыну, неудачнику, тоже уже пора прибегнуть к помощи. Наконец, школьные
успехи внучки показывают, что и ей судьба не сулит ничего хорошего. Пациентка и психотерапевт
понимают, что эта цепь из пяти поколений должна быть где-то разорвана, иначе линия неудач может
продолжиться в неопределенном числе поколений. Для пациентки это мощный стимул к
выздоровлению [С помощью "семейного парада" удалось проследить сценарий одной из пациенток
(прабабушка которой была еще жива и сохранила память) до эпохи наполеоновских войн и предсказать
его преломление в ее внуках вплоть до двухтысячного года. - Прим. автора.], ибо она может освободить
сына от навязанных ему предписаний, которые она, вопреки даже собственному желанию, всегда
подкрепляла. Тогда и сыну будет легче, так как он в свою очередь окажет благотворное влияние на
будущее внучки, а может быть, и ее будущих детей.
Одним из последствий брака оказывается снижение интенсивности действий предписаний и
провокаций, поскольку муж и жена происходят из различной среды и дают своим детям различные
указания. Этот эффект почти всегда похож на генетический. Если "победитель" женится на
"победительнице" (как это обычно бывает), их отпрыск может стать еще большим "победителем". Если
"неудачник" женится на "неудачнице" (как это чаще всего и случается), отпрыск может оказаться еще
большим "неудачником". Если брак "смешанный", то можно ждать "смешанного" результата. Но в
жизни всегда сохраняется возможность возвратного движения в том или ином направлении.
Культурное наследование
На схеме 15 показана передача "рецептов", моделей и средств сценарного контроля в пяти
поколениях. В этом случае нам повезло, и мы располагаем информацией о "хорошем" сценарии,
сценарии "победителя", а не о плохом - "неудачнике". Жизненный план называется "Мой сын будет
врачом". Он осуществляется применительно к лекарю в маленькой деревушке, в джунглях, на одном из
островов южных морей. Дадим краткое объяснение этой схемы.
Начнем с отца и матери. Отец, представитель поколения "5", родившийся в 1860 году, женился
на дочери вождя племени. Их сын (поколение "4"), родившийся в 1885 году, поступил так же. Их внук,
родившийся в 1910 году (поколение "3"), следовал тому же сценарию. Его сын, представляющий
поколение "2", родившийся в 1935 году, пошел несколько иным путем. Вместо того чтобы занять
почетное место лекаря, как все его предки, он окончил медицинскую школу и приобрел звание врача-
ассистента. Он так же женился на дочери вождя племени, и их сын (поколение "1"), рожденный в 1960
году, собирался последовать примеру отца и действительно он стал врачом- ассистентом. Это означает,
что он сможет даже стать квалифицированным врачом. Итак, сын становится отцом (О) в каждом
последующем поколении, а его жена становится матерью (М).
Каждые мать и отец передают от их собственного Родителя Родителю их сына один и тот же
совет: "Будь хорошим врачом". Взрослый отца передает Взрослому сына секреты профессии, которыми
мать не обладает. Но мать знает, чего она хочет от сына: с детских лет она усвоила, что ее сын должен
быть либо вождем, либо врачом. Поскольку ему явно предстоит стать врачом, она передает от своего
Ребенка его Ребенку (от своих ранних детских планов его детским планам) благожелательный совет:
"Будь победителем, будучи врачом".
В этом случае на схеме 15 "семейный парад" представлен в более полном виде, чем на схеме 14.
Отцовские наставления и инструкции, полученные от матери, образуют две параллельные линии,
соединяющие череду поколений от 1860 к 1960 году. Материнские наставления и предписания ("Не
будь неудачником") так же параллельны и на схеме изображены линиями, присоединяющимися сбоку к
кружкам, обозначающим состояния Я представителей разных поколений. В результате перед нами
графическое изображение передачи культуры в течение примерно ста лет. Подобным образом можно
изобразить передачу любого элемента культуры, любой роли в социальной структуре семьи.
Отец (О) Мать (М) Сценарий - "Мой сын будет врачем"
г===¬ г===¬
ОР и МР
- "Будь хорошим врачем"
¦ P-----¬ ----------P ¦
ОВ
- "Вот они, секреты профессии"
¦===¦ ¦ ¦ ¦===¦
МРе
- "Будь победителем"
|