когда радость переполняет все существо, она переходит в экстаз.
Если телесная жизнь сильна и упруга, то чувства, подобно погоде, бывают изменчивы. В какой-
то момент мы можем быть обозлены, потом полны любви, а еще позже - начать плакать. Печаль может
смениться удовольствием точно так же, как после солнечного дня может хлынуть дождь. Такие
перемены настроения в человеке, подобно переменам погоды, никак не нарушают какой-то
основополагающей уравновешенности его личности. Все эти изменения происходят только на
поверхности и не нарушают тех глубинных пульсаций, которые дают человеку ощущение полноты и
качества бытия. Подавление чувств представляет собой омертвляющий процесс, который влечет за
собой снижение внутренней пульсации тела, его жизненной силы, или витальности, его состояния
положительного возбуждения. По этой причине подавление одного чувства ведет к подавлению всех
прочих. Если мы подавляем свой страх, то тем самым подавляем и свой гнев. А результатом подавления
гнева становится подавление любви.
Нас, людей, членов человеческого сообщества, в очень раннем возрасте учат тому, что
определенные чувства являются «плохими», в то время как другие - «хорошими». Фактически именно
это сформулировано в Десяти Заповедях. Любить и почитать своего отца и мать - это хорошо,
ненавидеть их - плохо. Грешно возжелать жену твоего соседа, хотя если она - привлекательная
женщина, а ты - полный жизни мужчина, то такое желание более чем естественно.
Здесь важно, однако, отметить, что питать чувства - это вовсе не грех; общественно значимый
интерес представляет лишь конкретное действие, порождаемое чувством. В целях сохранения
социальной гармонии мы налагаем на поведение людей определенные правила контроля и
регулирования. Такие заповеди, как «не убий» или «не укради», представляются совершенно
необходимыми ограничениями, если люди живут совместно в составе больших или малых групп. Люди
являются существами общественными, выживание которых зависит от совместных и скооперированных
действий всей группы. Ограничения на поведение, которые способствуют росту благосостояния группы
и ее процветанию, вовсе не обязательно вредны или оскорбительны для индивидуума, входящего в эту
группу. Совсем другое дело - ограничения, налагаемые на чувства. Поскольку чувства образуют собой
телесную жизнь человека, то оценивать чувства как «хорошие» или «плохие» - значит оценивать
данного индивида, а не его действия и поступки.
Осуждать любое чувство - значит осуждать саму жизнь. Родители зачастую делают именно так,
говоря своему ребенку, что он (или она) плох, поскольку у него есть определенные чувства. Это
особенно справедливо применительно к сексуальным чувствам, но далеко не к ним одним. Родители
часто стыдят своего ребенка за то, что он испытывает страх; это заставляет ребенка отрицать наличие
страха и действовать храбро. Но если кто-то не ощущает страх, то это вовсе не значит, что он полон
отваги, а говорит лишь об отсутствии у него чувства страха. Никакое дикое животное не знает понятия
«хорошего» или «плохого», не испытывает стыда и не чувствует себя в чем-то виноватым. Никакое
животное не оценивает свои чувства, свои действия или себя самого в целом. Никакое животное,
обитающее в естественной природе, не обладает супер-эго или самосознанием. Оно свободно от
внутренних ограничений, проистекающих из чувства страха.
Чувство представляет собой восприятие и постижение какого-то внутреннего движения. Если
нет движения, то нет и чувства. Таким образом, если кто-то позволяет своей руке висеть безо всякого
движения в течение нескольких минут, то он теряет ощущение руки. Мы говорим, что она «становится
омертвевшей». Такой же принцип остается справедливым для всех чувств. К примеру, гнев
представляет собой сильный всплеск энергии в теле, активизирующий те мышцы, которым предстоит
реализовать действия, связанные с гневом. Этот всплеск является импульсом, который, будучи
воспринят сознательным разумом, создает чувство. Однако восприятие - это лишь поверхностное
явление: импульс, побуждение ведет к возникновению чувства только тогда, когда этот импульс
достигает поверхности тела, где располагается обширная мышечная система, обеспечивающая
реализацию произвольных движений. В теле наблюдается много различных импульсов, результатом
которых не становятся чувства, поскольку они продолжают оставаться внутренними и не
выплескиваются наружу. Мы в обычном состоянии не чувствуем биения сердца, поскольку
соответствующий импульс не достигает поверхности. Но если сердцебиение становится весьма
сильным, то его воздействие ощущается на поверхности тела и мы осознаем факт наличия своего сердца
|