лицом всеобъемлющего и безостановочного процесса жизни, в осознании всех наших сил и
возможностей... Лишь тот постиг окончательную истину, кому ведомо, что весь мир, вся вселенная - это
творение радости».
«Но как же тогда быть с печалью?» - может спросить кто-то. Все мы знаем, что в жизни есть
место и печали, и горю. Они приходят к каждому из нас, когда мы лишаемся одного из тех, кого любим,
когда мы теряем силы и возможности в результате несчастного случая или болезни, когда мы
разочарованы в своих надеждах и чаяниях. Но точно так же как день не существует без ночи, не бывает и
жизни без смерти, а радость не может существовать в дистиллированном виде, без примеси печали. В
жизни есть место боли, равно как и удовольствию, но мы в состоянии соглашаться с фактом наличия
боли лишь до тех пор, пока не оказываемся погруженными в нее. Мы можем согласиться с потерей, если
знаем, что не осуждены горевать непрерывно и очень долго. Мы в состоянии принять ночь, поскольку
знаем, что вслед за ней непременно настанет день, и мы в состоянии принять печаль, если знаем, что к
нам снова возвратится радость. Но радость может родиться лишь в том случае, если наш дух свободен. К
сожалению, слишком многие люди пребывают сломленными, и для них радость невозможна до тех пор,
пока этот слом не заживет и они не излечатся.
Каким образом человек теряет дарованную ему радость? Библия позволяет в какой-то мере
понять это. Она рассказывает нам о том, как в незапамятные времена в Эдемском саду, бывшем в ту
пору раем, обитали мужчина и женщина. Подобно всем прочим живым существам, населявшим этот
чудный сад, они пребывали в состоянии блаженного неведения. В том саду росли два дерева, плоды
которых им было запрещено вкушать: дерево познания добра и зла и дерево жизни. Змей искушал Еву
съесть плод с древа познания, говоря, что он хорош. Ева отказывалась и объясняла это тем, что, вкусив
запретный плод, она обязательно умрет. Но змей уверял, что она не умрет, ибо станет подобна Богу,
познав, как и он, различие между добром и злом. Тогда Ева вкусила сей плод и убедила Адама поступить
точно так же. И едва только сделав это, они обрели знание.
Этот библейский рассказ раскрывает, как человек приходит к самопознанию. Запретное знание
оказалось осознанием сексуальности. Всякое иное живое существо, кроме человека, пребывает
обнаженным, но ни одно из них не чувствует при этом стыда. Все прочие живые существа сексуальны,
но сами они не осознают своей сексуальности. Именно такого рода самопознание лишает сексуальность
ее естественности и спонтанности и тем самым в конечном итоге лишает человека изначально
присущей ему невинности. Потеря же невинности порождает ощущение виновности и ведет к чувству
вины, которое разрушает радость.
Разумеется, весь этот рассказ носит аллегорический, иносказательный характер, но он описывает
то, через что проходит каждая человеческая личность в процессе приобщения к культуре. Всякий
ребенок рождается в состоянии невинности и свободы, и благодаря этому он может испытывать
радость. Радость представляет собой естественное состояние ребенка, равно как и всякого молодого
животного, что совершенно очевидно всякому, кто, например, когда-либо наблюдал в погожие весенние
деньки резвящихся ягнят, которые так и скачут от радости.
Ощущение жизни тела
Радость принадлежит к кругу позитивных телесных ощущений; она не является умственным
чувством и не присуща разуму. Человек не в состоянии заставить свой разум испытать радость. Все
позитивные телесные ощущения начинаются с некоторого исходного состояния, которое может быть
описано как «хорошее». Его противоположность - когда человек чувствует себя «плохо», а это означает,
что вместо позитивного возбуждения у него за счет чувства страха, отчаяния или вины имеет место
противоположное, негативное возбуждение. Если страх или отчаяние слишком велики, то они
полностью подавляют все иные чувства и в таком случае тело цепенеет, становясь онемевшим или
безжизненным. Когда чувства совершенно подавлены, человек теряет способность чувствовать, что
означает погружение в депрессию - состояние, которое, к несчастью, может у отдельных людей
превратиться в настоящий образ жизни. С другой стороны, когда, начиная с исходного состояния
хорошего самочувствия, приятное возбуждение постепенно нарастает, человек испытывает радость. А
|