Подобное заявление говорит о том, что родитель чувствует себя дошедшим, как говорится, до точки, что
он не в состоянии больше вытерпеть то, чем занимается ребенок, и что стресс стал для него уже
невыносимым. Однако на основании своей многолетней работы с пациентами могу ответственно
заявить, что если в доме, в семье кого-то и сводят с ума, то только ребенка. Вместе с тем у меня нет
сомнений, что в нашей сверхактивной культуре стресс, связанный с воспитанием ребенка, может
оказаться всесокрушающим, особенно для тех родителей, кто и без того испытывает чрезмерный стресс
из-за своих собственных эмоциональных и супружеских конфликтов. Но у кого их нет? И тем не менее,
хотя стресс, особенно если он достаточно силен и воздействует непрерывно, и может довести человека
до нервного срыва, напрямую подобное развитие событий почти никогда не угрожает родителям.
Причина заключается в том, что у родителя всегда имеется та или иная возможность дать выход своему
стрессу. Он может, в частности, вдоволь наорать на своего ребенка или даже избить его. У ребенка такая
возможность отсутствует. Ему приходится противостоять унижению или злоупотреблению, хотя многие
дети пытаются сбежать от них. Чтобы все-таки вытерпеть невыносимый, нестерпимый стресс, ребенок
должен стать бесчувственным и диссоциироваться, то есть отъединиться от собственного тела.
Физически дети укрываются в своих комнатах или других укромных местечках, а психически - в своем
воображении. Такой уход ведет к расщеплению личности как единого целого и безусловно представляет
собой шизофреническую реакцию.
Указанное расщепление может явиться сравнительно небольшой трещиной личности или же ее
полным разломом - в зависимости от присущей данному ребенку внутренней прочности и от того,
насколько серьезен и длителен воздействующий стресс. Оба эти фактора носят количественный характер
и варьируются в каждом конкретном случае. Вопрос в том, сможет ли ребенок вынести давление и
сохраниться как личность или же он сломается, развалившись на нестыкующиеся части. Ребенок
постарше, скажем, в возрасте от трех до пяти лет, может обладать уже достаточно развитым и прочным
эго, чтобы противиться стрессу и не сломаться. Сопротивление принимает у него форму ригидности
или зажатости, что позволяет сохранить ощущение цельности и идентичности. Позднее указанная
ригидность становится психологической составляющей того механизма выживания, который присущ
данному человеку. Перспектива отказа от подобной ригидности рождает в нем сильный страх.
Для того чтобы сломить дух индивида, его разум или же его тело, издавна используется пытка - в
той или иной ее форме. Она вовсе не обязательно должна быть связана с причинением чисто
физического ущерба. Скажем, одним из наиболее эффективных способов пытки является лишение сна.
Тем самым разум лишается возможности восстановиться после воздействия различных неприятных
внешних раздражителей, требующего непрерывного расходования энергии. Раньше или позже такой
человек «слетает с катушек», и его разум просто отключается от невыносимой реальности. У шизоидных
индивидов, подвергаемых воздействию чрезмерного стресса и лишаемых при этом возможности
заснуть, неизбежно произойдет нервный срыв. Решающим фактором оказывается в этом случае
постоянное раздражение, которое человек не в состоянии уменьшить и от которого он не в силах уйти.
Другим, притом классическим примером может послужить древний китайский метод пытки, когда
человека сперва закапывают в землю так, что оттуда торчит одна лишь голова, а потом на эту голову -
иногда еще и специально выбритую - начинают беспрестанно капать водой. В конечном итоге подобное
раздражение становится слишком сильным, а поскольку уклониться от него невозможно, то оно делается
невыносимым и нестерпимым. В этот момент злосчастная жертва начинает визжать в попытке хоть как-
то разрядить чрезмерное возбуждение, а если и это не приносит облегчения, человек попросту теряет
рассудок. Механизм самоконтроля выходит у него из строя, а разум теряет представление о реальной
действительности.
Ребенок гораздо более взрослого человека уязвим перед лицом разного рода пыток, которые
могут сломить если не его тело, то разум. У него нет возможности уйти, улизнуть, укрыться. Физическое
унижение и злоупотребление представляет собой один из способов, позволяющих сломить ребенка, и
все мы отлично знаем, что подобное явление широко распространено. Однако словесное либо
эмоциональное воздействие такой же нацеленности даже еще более популярно. Многие дети
подвергаются непрестанной критике, что в конце концов приводит к тому, что их дух оказывается
сломленным. Все, что они делают, делается плохо, и ничто из сделанного ими не находит родительского
одобрения и поддержки. Ребенок чувствует враждебность родителя - глубокую враждебность, которую
|