воспринято им в качестве импульсивного побуждения задушить ее. Я могу понять этот импульс. Тон
материнского голоса может быть при разговоре с ребенком настолько «шершавым» и жестким, что
малыш будет не в состоянии снести его; может оказаться и так, что ребенок ощутит в голосе
невыносимую холодность либо враждебность. Однако, как правило, именно постоянное давление на
ребенка, производимое матерью с помощью несмолкаемого голоса, который, словно молоток, бьет по
его барабанным перепонками, и доводит дитя до состояния, близкого к безумию. В подобной ситуации
естественным побуждением ребенка, если он не в состоянии улизнуть или как-то иначе укрыться от
неумолимого напора звуков, становится стремление задушить мать, чтобы, наконец, заставить ее
«заткнуться». Разумеется, ребенок не может действовать в соответствии с этим импульсом и,
следовательно, обязан подавить его. Высвободить это импульсивное побуждение в процессе терапии
оказывается сравнительно простым делом. Как уже говорилось, я с этой целью даю пациенту крепкое
полотенце, которое он может скручивать и сдавливать так туго, как только пожелает. В то же самое
время я призываю пациентов вслух высказывать владеющие ими чувства. Вполне подходят краткие
фразы вроде: «Заткнись; я не выношу твой голос; я вполне могу задушить тебя» и тому подобные.
Указанное упражнение дает пациенту ощущение силы и власти, которое помогает ему преодолеть
имеющееся у него восприятие самого себя как беспомощной жертвы.
Еще одним сильным чувством, которое ассоциируется со страхом перед душевной болезнью,
является сексуальность. Интенсивная сексуальная страсть в состоянии, что называется, «понести»
человека ничуть не меньше, нежели интенсивный гнев. Индивид может быть влюблен до безумия или
даже терять голову и сходить с ума из-за того, что его любовь оказалась преданной. Однако у здорового
человека оба указанных чувства синтонны, созвучны эго и воспринимаются им как часть собственного
Я. Эти чувства могут войти в состав личности в качестве ее элемента, что дает данному лицу
возможность выразить их позитивным и конструктивным образом, однако такое вхождение возможно
лишь в том случае, если человек в состоянии в полной мере принять эти чувства и согласиться с фактом
их существования. Стремление действенно выразить себя - то ли сексуально, то ли в виде гнева -
проистекает из страха перед тем, что попытка удержать в себе возбуждение, порождаемое столь
интенсивным чувством, может оказаться чрезмерной. Человек не в силах противостоять сильнейшему
возбуждению. Он обязательно должен что-то сделать, чтобы разрядить охватившее его возбуждение, -
то ли взорваться гневом, то ли «выступить» по сексуальной линии, то ли сочетать одно с другим. Такое
поведение является приметой не страсти, а страха - страха перед психической болезнью. Этот
последний вид страха не отличается от страха перед интимной близостью. Избыточность интимной
близости пугает, поскольку несет в себе угрозу превратиться в чью-то собственность, как это было
давным-давно, когда этот человек принадлежал, словно вещь, своему родителю-соблазнителю. В
подобной ситуации ребенка доводит до безумия противоречивый двойной посыл: соблазнение и
отторжение, любовь и ненависть.
Способность совладать с сильным чувством - это признак страстной натуры, идет ли речь о
таком чувстве, как любовь или гнев, печаль или боль. При этом умение совладать с чувством и вместить
его в себя представляет собой антипод тому, чтобы «противостоять чувству». Человек обучается
противостоять болезненным или раздражающим ситуациям, напрочь отсекая в себе . чувства. Тот, кто
умеет совладать с чувствами и включить их в себя, принимает факт их существования как данность и
делает их интегральной частью своей личности. Это трудно сделать тому, чья личность настроена на
выживание, поскольку последнее как раз в большой мере зависит от подавления чувств. Каким образом
и когда человек может научиться усваивать испытываемые чувства и вмещать их в себя, если основную
часть своей жизни он старался выжить? В данной главе я описал несколько упражнений, которые
помогают индивиду справиться с сильным чувством гнева. А как быть с сексуальными чувствами?
Мой ответ может вызвать у кого-то удивление, особенно если он не знает, что с сильными
сексуальными чувствами легче совладать и сделать их своей частью, нежели со слабыми. Причина
заключается в том, что человек с сильными сексуальными чувствами обладает гораздо большим
ощущением собственного Я и большей прочностью эго, которые позволяют ему совладать с указанным
чувством. Однако большинство пациентов терапевта не принадлежит к этой категории, а это означает,
что весьма значительная доля терапевтической работы должна нацеливаться на усиление у данного
пациента сексуальных чувств. Этого добиваются, заставляя пациента глубоко дышать, вовлекая
|