Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 191 
Next page End  

Придя на один из последующих сеансов, Мэри с порога доложила: «Сейчас я на самом деле
чувствую себя счастливой. Я испытываю нежные и даже сладостные чувства к нескольким мужчинам,
но отнюдь не бегаю за ними и не вешаюсь им на шею. Я просто в восторге от этого ощущения. Теперь я
вполне могу находиться в одиночестве и вместе с тем испытывать внутри прекрасное чувство. Я
располагаю сразу и чувствами, и свободой, и это чудесно».
Потом она добавила: «Я очень высоко ценю вашу помощь и то, что вы не увлеклись мною. Это
позволяет и мне оставаться свободной и не увлекаться вами».
До тех пор пока два человека увлечены друг другом, они не являются свободными. Нуждаясь в
чем-то от своего партнера, они оба зависимы. Зависимость во взаимных отношениях отбрасывает
каждого из партнеров назад, во времена, переживавшиеся в детстве, когда они были зависимы и
уязвимы. Чтобы освободить их обоих от зависимости, чтобы помочь им трансформироваться в зрелых
взрослых людей, нужно понимать роль сексуальной вины в том, что человек становится готовым к
подчинению, - иными словами, готовым вести свою единственную жизнь ради других людей.
Концепция, что каждый должен жить для других, - это некая сомнительная деловая сделка, при которой
ни один человек не живет для себя. Вопрос о том, как именно срабатывает сексуальная вина в процессе
формирования невротического характера, подвергается рассмотрению в следующей главе.
Глава 11. Страсть, секс и радость
В предшествующей главе был подвергнут рассмотрению страх смерти, который, по моему
убеждению, лежит в основе всех эмоциональных проблем, заставляющих людей обращаться к терапевту.
Результатом страха смерти является страх жизни. Человек не в состоянии капитулировать перед жизнью
или перед собственным телом, поскольку такая капитуляция означает отказ от контроля со стороны эго.
А подобный отказ свел бы человека лицом к лицу со страхом перед тем, что он неизбежно умрет или, по
крайней мере, может умереть. Указанный страх берет свое начало в пережитом в самом раннем детстве
опыте соприкосновения с реальной смертью или хотя бы с возможностью смерти, которая заставила
организм в качестве защитной меры облечь себя в броню, чтобы в дальнейшем не быть уязвимым для
этой возможности, если она повторится. Однако жить закованным в броню и находящимся в состоянии
полной боевой готовности означает, что такой человек в любой момент вполне допускает вероятность
подвергнуться нападению или оказаться под угрозой потери жизни. Ясно, что это и есть
психологическое, а также физическое состояние борца за выживание. Вся та энергия, которая
вкладывается в усилия по обеспечению выживания, изымается из организма и оказывается недоступной
для того, чтобы наслаждаться жизнью. Одновременно это еще и означает, что страх смерти,
обуревающий человека, не позволяет ему жить полноценно и тем самым только приближает его к
смерти.
Жизнь и смерть представляют собой два противоположных состояния. Если кто-то жив, то он не
может быть мертв, и наоборот, но, как мы отмечали в одной из предыдущих глав, человек вполне может
быть наполовину жив и наполовину мертв. Если некто не живет полноценно, то он отчасти мертв и,
следовательно, тем сильнее напуган перспективой смерти. Человек, живущий полноценно, не боится
смерти, поскольку в нем вообще нет страха, он ничем не запуган. Он свободен от хронической
зажатости, которая является внешним представлением страха. Его тело не закрепощено, оно расслаблено
и свободно. Такой человек не отрицает смерть, но она не является для него физической реальностью до
тех пор, пока она действительно не наступит. А когда смерть все-таки приходит, она не сопровождается
никакими ощущениями. Жизнь - вот что является подлинным противоядием от смерти.
Храбрый человек по определению не боится смерти, потому что в этом как раз и состоит суть
храбрости. На протяжении тысячелетней истории люди рисковали своей жизнью ради свободы и иных
высоких идеалов, поскольку свобода и все то, что с ней сопряжено, необходима для того, чтобы
испытывать радость жизни. Без свободы радость невозможна, а без радости жизнь пуста. В ходе дебатов
по поводу независимости американских колониальных владений от Англии, которые проходили в
рамках законодательного конвента штата Виргиния, Патрик Генри [Патрик Генри (1736-1799) -
американский политический деятель времен войны за независимость, патриот, страстный трибун,
Hosted by uCoz