не живу. Когда я живу отдельно, у меня такое чудесное ощущение самой себя. Ради этого стоит жить
самостоятельно. Вместе с тем мне кажется, что, когда ощущение отсутствия связанности с кем бы то ни
было становится слишком сильным, таз у меня словно оттягивается назад и появляется старое, давно
знакомое чувство "Папочка, ты мне нужен".
Чувствую, мне придется сделать выбор между мужчинами и собою. Я не могу жить на свете ради
них, но не могу жить и только ради себя». В процессе обсуждения этой темы я обратил внимание Мэри
на то, что в случае концентрации на своем ощущении собственного Я в противовес концентрации на
том, что может сделать для нее мужчина, она становится по-настоящему сексуальной женщиной. Когда
она использовала секс, чтобы получить от мужчины любовь, то играла роль дочери/проститутки.
Сексуальная женщина может сдержать свое сексуальное возбуждение, вместо того чтобы нуждаться в
его скорейшей разрядке.
В ответ Мэри заметила: «Я себя чувствую так, как будто стала совсем другим человеком, как будто
заново родилась». После этих слов она стала плакать, говоря при этом: «Я всегда страстно желала
этого».
Указанный перелом вовсе не означал, что терапия для Мэри закончилась. В том длинном
странствии, цель которого состояла в самопостижении, она миновала свой внутренний ад, но
чистилище все еще ждало ее. Мэри предстояло проделать значительный объем работы, чтобы укрепить
связь со своей сексуальностью и с собственным тазом. Эта связь устойчиво ассоциировалась у нее с
отчаянием. «Если я сексуальна, то я не могу обладать своим отцом. Если я обладаю собой, то не могу
обладать мужчиной». Мэри была достаточно сообразительна, чтобы понять бессмысленность последней
альтернативы, этого взаимоисключающего «или-или», понять, что бытие человека ради себя, ради
своего собственного Я вовсе не означает, что такой человек не может иметь сексуального партнера.
Однако интеллектуальное постижение этой истины умом не меняло ее чувств. Трещина между эго и
сексуальностью была глубоко укоренена в структуре личности Мэри и ее тела, и с этой трещиной, этим
разрывом ассоциировалось глубокое чувство отчаяния, против которого она все еще продолжала
бороться. Однако она уже была близка к капитуляции перед собственным телом.
Капитуляция перед собственным телом в своей основе означает полную и безоговорочную
капитуляцию перед его сексуальностью, располагающейся в фундаменте структуры тела, а именно в тазе.
Такого рода капитуляция представляет собой физический, а не психологический процесс, хотя ей можно
способствовать за счет понимания тех страхов, которые ее блокируют. Физический процесс
капитуляции в качестве одного из элементов требует позволить волне возбуждения, ассоциирующейся с
дыханием, перемещаться в таз и далее, в ноги. Когда это происходит, таз начинает спонтанно двигаться:
при вдыхании - назад, при выдыхании - вперед. Указанное самопроизвольное движение получило у
Райха название «оргазмический рефлекс», поскольку оно наблюдается и в кульминационном,
вершинном моменте полового акта, когда человек полностью капитулирует перед своими сексуальными
чувствами. Результатом, как я подчеркивал в предшествующей главе при описании упражнения,
называемого тазовым мостиком, является ощущение радости.
Указанное упражнение может быть также использовано с тем, чтобы способствовать развитию у
человека чувства самообладания. Самообладание, с моей точки зрения, охватывает право иметь и
удерживать: иметь собственное Я, а также иметь и удерживать любимое существо. Когда при
выполнении упомянутого упражнения таз пациента становится энергетически заряженным, я
вкладываю ему между бедер свернутое в рулон шерстяное одеяло и прошу сжать его настолько сильно,
насколько он в состоянии это сделать. Я также предлагаю как можно сильнее выпятить при этом
нижнюю челюсть, чтобы с помощью выдвинутого подбородка мобилизовать агрессивность. Порой я
еще принуждаю пациента в то же самое время кусать туго скрученное небольшое полотенце.
Концентрация агрессивности на каком-либо объекте в сильной степени увеличивает заряженность и
пульсацию в тазе, причем последняя распространяется на ноги и стопы. Разумеется, полотенце в данной
ситуации можно рассматривать как представление груди, в то время как одеяло служит представлением
тела любимого человека. Если человек в состоянии позволить в этот момент заработать чувству
обладания, у него появляется сильное ощущение самообладания, равно как и ощущение того, что он
располагает правом обладать целым миром. Это дает такому человеку возможность объединиться с
миром или со вселенной в активном, а не в каком-то мистическом смысле.
|