мы будем беспомощны в своих усилиях избежать их разрушительного воздействия на нас самих и на
наших детей.
Культура претерпевает развитие по мере того, как человек уходит от чисто животного состояния
и становится осознающей себя личностью. Имевшее когда-то место продвижение вперед от позы на
четырех лапах, присущей всем прочим млекопитающим, к вертикальному положению возвысило
человека над животными, а также - по мнению самого человека - даже над природой. Человек оказался
в состоянии объективно созерцать процессы, происходящие в природе, и постигать некоторые законы,
управляющие их протеканием. И, действуя таким образом, он постепенно стал обретать определенный
контроль над окружающей природой и, продолжая процесс постижения, над собственной природой. Он
развил эго - инструмент самоосознания и самоуправления, который дал ему возможность подучить
могущественное превосходство над всеми иными живыми тварями, и это привело человека к
убеждению в своей «инакости», что, безусловно, верно, и в своей «особости», которой на самом деле
нет. Указанное развитие стало возможным благодаря эволюционному скачку, после которого человек
стал обладателем более сильно заряженного тела и приобрел больший диапазон физической
подвижности, особенно если речь идет о кистях рук и лицевой области, включая и голосовой аппарат.
Человек умеет делать больше вещей и умеет выражать себя гораздо большим количеством способов, чем
любое животное. В этих отношениях он действительно выше их, но по-прежнему без всякой особости.
Он рождается подобно другим животным и умирает так же, как они. Его чувства могут быть более
тонкими, но и они тоже чувствуют. Человек расцвел и многого достиг за то краткое время, в течение
которого он гостит на этой планете, но постоянное движение вперед и вверх привело человека к
отчуждению от его фундаментальных корней на земле и в природе, а его деятельность приобрела
разрушительный характер - как для него самого, так и для природы. Разрушительное, деструктивное
воздействие нашей культуры на природу сейчас достаточно широко признается, но мы еще не готовы
согласиться с теми разрушительными последствиями, которые она имеет для человеческой личности.
Мы наблюдаем причиняемый ею ущерб в виде злоупотребления детьми, необузданного насилия,
сексуальной разнузданности и прочего, но при всем этом разгуле мы убеждены, что в наших силах
удержать ситуацию под контролем и даже подлечить ее, если мы обретем для этого надлежащую волю и
проявим ее в конкретных действиях.
Мой тезис заключается в том, что любая воля бессильна изменить текущее состояние дел,
поскольку сама воля представляет собой часть общей большой проблемы. Мы обрели власть и оказались
привязанными к ней. Движущей силой нашей культуры - и буквально, и психологически - является
власть. Без власти нашей цивилизации придет конец, но по мере наблюдающегося усиления власти она
все быстрее и быстрее движет нас во всех наших начинаниях к той точке, где мы окончательно утратим
контроль над собственной жизнью. Наши тела не могут справиться с тем темпом действий, который от
них требуется, - что представляет собой основную причину стресса. Ведь только получив возможность
передохнуть в течение нескольких минут, мы сможем в следующие минуты бежать быстрее. Нас же без
устали и без пауз побуждают шагать в ногу и не отставать, нас побуждают успевать и преуспевать, нас в
самом буквальном смысле побуждают лезть из кожи вон и гонят прочь из собственного тела. За те
пятьдесят с лишним лет, которые прошли с момента, когда я стал заниматься изучением человека, я
наблюдаю общее ухудшение состояния тел тех, кто обращается ко мне. Они менее насыщены энергией,
менее интегрированы и менее привлекательны, чем тела пациентов, которые я привык видеть в былые
времена. Едва ли не доминирующим расстройством стали пограничные состояния. Старомодный
истеричный пациент, о котором писал Фрейд, в чистом виде почти никогда не попадается. Истерик не в
состоянии справиться со своими чувствами; у шизоидного индивида их вообще не слишком много.
Большинство людей на сегодняшний день отделены, диссоциированы от своих тел и живут главным
образом головой, с помощью эго. Мы проживаем в эгоистической или нарциссической культуре, в
которой тело рассматривается как объект, а разум - как высшая сила и власть, осуществляющая полный
контроль над телом и над человеком.
В контексте терапевтического процесса как власть, так и воля представляют собой негативные
силы, препятствующие исцелению. Власть находится в мозгу у терапевта, поскольку он рассматривает
себя как посредника, который в состоянии вызвать в пациенте желательные изменения. Своим
осознающим разумом терапевт может понимать, что не в силах изменить пациента, но имеющееся у
|