чувство безопасности и власти. У первобытного человека идея богатства не будет порождать ровным
счетом никаких особых чувств и ощущений, в то время как достоинство, честь и уважение непременно
будут вызывать сильные положительные эмоции и у дикаря. Отсутствие идентификации с
перечисленными высшими ценностями лежит в основе массовых социальных беспорядков, ставших
сегодня настоящим бедствием наших обществ.
Еще одной духовной ценностью, которая практически отсутствует в нашей культуре, является
чувство самоотождествления и гармонии с природой, с окружающей человека средой, а также с членами
того сообщества, к которому принадлежит данный индивид. Первобытный человек находился в весьма
сильной эмоциональной связи со своим окружением, поскольку от этого полностью зависело
выживание каждого человека. Современный индивид, который на самом деле точно в такой же мере
зависит в своем выживании от окружающей его природной среды, оказался отчужденным и
диссоциированным от естественного мира природы, поскольку он отождествляет себя со своим эго.
Таким образом, хотя теперешний человек убежден, что обладает большей безопасностью, нежели его
первобытный предок, который для усиления своего ощущения безопасности прибегал к магии,
нынешний обитатель нашей планеты на телесном уровне находится в глубоко небезопасном состоянии,
потому что он утратил истинную связь с самим собой, с землей и вселенной. Вся религиозная
деятельность имеет целью способствовать внедрению этих внутренних, духовных, или, иначе говоря,
телесных, ценностей. Они служат отражением тех добрых чувств и хорошего внутреннего настроя,
истоки которых лежат в ощущении гармонии с силами, действующими в природе и вселенной, и
являются воплощением приобщенности к указанным силам. Если мы вместо этих могучих сил
подставим слово «Бог», то сможем лучше понять и оценить власть религиозных чувств. Когда наши
чувства единения с природой сильны, они становятся страстью, которая возбуждает дух и поддерживает
его заряженность на высоком уровне. А когда в человеке присутствует такого рода страсть или любой ее
аспект, скажем, страсть к красоте, то я убежден, что для него невозможно погрузиться в депрессию,
испытывать беспокойство или жить по принуждению. В наше время, когда духовные или внутренние
ценности оказались утраченными, когда религия потеряла свою власть над обществом и возможности
влиять на чувства и поведение большинства людей, депрессия и эмоциональный дискомфорт стали
эндемическим явлением. С другой стороны, я сомневаюсь, что любая система убеждений, будь то
религиозная или какая-то иная, в состоянии подменить собой ощущение страсти. Это ощущение может
развиться у индивида лишь в том случае, если он откажется от контроля со стороны эго и освободит
свое тело от оков, привязывающих его к волевым факторам и ценностям эго. Такой отказ, такая
капитуляция является основой религиозного исцеления, наступающего тогда, когда имеет место
капитуляция перед Богом.
Проблема, возникающая применительно к некоторым практическим приемам религиозного
исцеления, состоит в том, что фактически капитулируют не перед Богом как таковым, а перед каким-то
его конкретным представителем либо доктринально установленным порядком, опять-таки требующим
безусловного подчинения авторитетному лицу. Это похоже на то, что происходит в религиозных
культах и сектах, где тоже происходит капитуляция эго каждого сектанта перед главой данного учения,
результатом которой становится ощущение свободы и страсти у того, кто капитулировал. Вместе с тем
подчинение не является подлинной капитуляцией, и сдавшийся дух раньше или позже станет бунтовать
против потери свободной возможности быть до конца искренним перед собственным Я. У меня
имеется убежденность, что истинное исцеление должно прийти изнутри человека, а не от воздействия
какой-то внешней силы. Бог играет роль в самоисцелении постольку, поскольку целительной силой
является в данном случае дух Бога, обитающий внутри тела. Указанный дух, разумеется, есть дух самого
этого человека - та витальная сила, которая поддерживает в нем жизнь, движет его телом и порождает у
него чувство радости. Но, как мы видели в предшествующих главах, капитуляция перед собственным
телом вызывает у человека страх смерти, страх, что он не сможет выжить, если откажется от контроля со
стороны эго. У пациента, обратившегося к терапевту, обычно отсутствует всякая вера, поскольку та вера
в родительскую любовь, которой он обладал, будучи маленьким ребенком, оказалась преданной, после
чего ему показалось, что он может или даже должен умереть. Но хотя многократно упомянутая здесь
капитуляция и пугает, она представляет собой единственный способ излечения от ран детства. Чтобы
отдаться во власть тела, сдаться ему, сдаться мраку бессознательного, преисподней нашего естества,
|