означает подвергнуть свою жизнь или цельность своей личности серьезной угрозе. Многие люди
произносят ложь, не испытывая при этом никакой боли, но это свидетельствует всего лишь о том, что
они потеряли контакт с собственным телом и нечувствительны к переживаемым ими ощущениям.
Чувствительность - вот свойство по-настоящему живого человека. Когда мы умерщвляем себя, то
утрачиваем свою чувствительность. Посему дети, как это всем известно, обычно чувствительнее
взрослых. Нужно непременно быть чувствительным по отношению к другим, но также и к себе. Если мы
не являемся чувствительными к себе, то заведомо не можем быть чувствительными к другим. Проблема
здесь состоит в том, что нечувствительный человек не осознает своей нечувствительности. Я не веду
речь о бдительной настороженности, которая представляет собой состояние повышенного напряжения.
Чувствительность - это способность оценить различные связанные с жизнью тонкие оттенки
выражения, как человеческие, так и не относящиеся к людям. Такого рода чувствительность зависит от
внутренней умиротворенности, берущей свое начало в отсутствии борьбы, равно как и чрезмерных
усилий. Именно эти ценности придают жизни ее подлинный смысл, поскольку все они относятся к
числу свойств, способствующих обретению радости.
Глава 12. Страсть и дух
Капитуляция перед Богом
Изречение о том, что не хлебом единым жив человек, хорошо известно, однако оно не
воспринимается всерьез в нашей культуре, которая озабочена в первую очередь материальными
объектами, вещами. Чтобы понять эту озабоченность, нужно признать, что она берет свое начало в
нашем самоотождествлении с эго и его ценностями. Для эго по-настоящему дороги те предметы и
поступки, которые служат поднятию имиджа данного индивида в глазах других людей. Этой цели
успешно служит накопление всякого рода собственности, равно как денег, власти, успехов, славы и
положения. Поскольку эго является интегральной составной частью человеческой личности, все мы так
или иначе заинтересованы в нашем имидже и в нашем общественном статусе. Серьезная проблема
возникает лишь тогда, когда погоня за ценностями, свойственными эго, становится доминирующей
деятельностью всей культуры. Результат оказывается следующим: все иные, гораздо более важные и
глубокие ценности, которые мы называем духовными, игнорируются либо недооцениваются, поскольку
люди перестают видеть их релевантность, или, иначе говоря, уместность, для своей повседневной
жизни. Противоположность между грубым материализмом и духовностью не допускает никакого
примирения, никакого компромисса, поскольку эти понятия являются взаимно исключающими. Если в
качестве характеристики всеобщей погони за движимыми и недвижимыми материальными благами мы
пользуемся термином «ценности эго», то усиление духовных чувств принадлежит к королевству
телесных ценностей. Здесь эго и тело служат просто в качестве отражений двух различных граней
человеческой личности. Обе эти грани существенно важны для здорового функционирования каждого
индивида.
Телесные ценности поддерживаются и укрепляются любым чувством, понятием, объектом или
поступком, которые усиливают в теле ощущение хорошего самочувствия; к их числу относятся любовь,
красота, истина, свобода и достоинство. Все это - внутренние ценности, которые имеют отношение к
восприятию человеком собственного Я, в противоположность ценностям эго или материальным
ценностям, берущим свое начало во взаимоотношениях человека с внешним миром, а также во внешних
аспектах его бытия. Внутренние ценности представляют собой подлинные духовные ценности,
поскольку они ассоциируются с деятельностью духа и обеспечивают возникновение сильных чувств или
страстей. С другой стороны, никто не проявляет подлинной страсти по поводу ценностей эго, хотя
многими людьми движет сильное честолюбивое стремление заиметь их. Побуждение укрепить свое
реноме или амбициозное желание прославиться, равно как и почти маниакальная жажда разбогатеть, не
порождают у человека хорошего телесного самочувствия. Можно, конечно, сказать, что быть богатым -
приятное ощущение, но указанное ощущение связано с имеющимся у эго мнением, что богатство дает
|