не видят выражения собственной физиономии, состоит в нежелании увидеть его. Они как будто сами не
могут разгадать указанное выражение и убеждены, что другие люди тоже не в состоянии этого сделать.
По этой или иной причине они носят на лице маску, некую застывшую улыбку, которая демонстрирует
миру, что у них все в порядке, хотя на самом деле вс¸ далеко не так. Когда они сбрасывают с себя эту
личину, то перед окружающими, как правило, предстает их подлинный лик, полный печали, боли,
депрессии или страха. До тех пор пока они продолжают носить подобную маску, они будут не в силах
ощутить свое собственное лицо, поскольку оно словно заморожено в этой самой навеки застывшей
улыбке. Разумеется, когда индивиду удается ощутить свою печаль, боль или страх, это вовсе не
доставляет ему никакой радости, но если указанные подавленные эмоции не прочувствовать, то от них
вообще невозможно будет избавиться. Человек томится в тюрьме, скрытой за этим улыбчивым фасадом,
который не позволяет лучам солнца проникнуть в глубины человеческого сердца. Выбираясь из своей
полутемной камеры, он может счесть солнце чрезмерно обнаженным и сияющим, но после
постепенного привыкания к его блеску ему уже никогда не захочется снова жить в прежней, тускло
освещенной обители.
Вторым шагом к открытию самого себя является самовыражение. Если чувства не выражаются,
они переходят в подавленное состояние и человек теряет контакт с самим собой. Когда детям
запрещают выражать определенные чувства, например гнев, или наказывают за то, что они их
выражают, то подобные чувства приходится скрывать и в конечном итоге они становятся частью
непроглядного подземелья в глубинах данной личности. Масса людей пребывает в ужасе от своих
чувств, которые они считают опасными, угрожающими или безумными. Многим индивидам присуща
бессознательная убийственная ярость, которую, как они полагают, следует держать погребенной где-то в
недрах своей натуры из опасения перед деструктивным, или, иначе говоря, разрушительным,
потенциалом этого чувства. Лишь у немногочисленных лиц подобная ярость носит осознаваемый
характер. Она подобна неразорвавшейся бомбе, к которой человек не отваживается прикоснуться. Но
точно так же, как разумный человек отыщет возможность взорвать подобную бомбу где-нибудь в
безопасном месте и тем самым обезвредить ее, можно безо всякого риска разрядить убийственно
опасные чувства в кабинете психотерапевта. Я все время помогаю людям производить подобные
операции. Будучи однажды так или иначе разряженным, этот глубоко запрятанный гнев поддается
рациональной работе с ним.
Третий шаг к собственному освобождению заключается в достижении самообладания. Это
состояние означает, что человек знает, что именно он чувствует в данный момент; он находится в
контакте с самим собой. Он также владеет способностью выразить себя надлежащим образом, причем
так, чтобы это лучше всего отвечало его высшим интересам. Такой индивид полностью владеет собой.
Он сумел избавиться от всевозможных бессознательных подпорок, педалей и рычагов управления,
которые брали свое начало в страхе быть самим собой. Он сумел избавиться от чувства вины и стыда по
поводу того, каков он есть и что он чувствует. Он сумел освободиться от различных мышечных
напряжений в своем теле, которые прежде блокировали его самовыражение и ограничивали его
самоосознание. Их место заняли теперь приятие самого себя и свобода быть собою.
В последующих главах этой книги я объясню, каким образом человек в ходе терапевтического
процесса доходит до этой стадии. Сюда в качестве важной составной части входит аналитическое
исследование всего прошлого данного индивида, с тем чтобы он сам понял, почему и как его естество,
его Я, оказалось утерянным или пострадало. Поскольку все те события и переживания детских лет,
которые позднее порождают проблемы и сложности взрослого человека, фиксируются в его теле и
находят там структурное отражение, то внимательное «прочтение» тела может предоставить терапевту
базисную информацию о прошлом данного лица. Это знание плюс все то, что можно почерпнуть из
интерпретации его сновидений, из анализа его поведения и из бесед, проводимых между ним и
терапевтом, должно быть увязано самим пациентом с теми чувствами, которые он испытывает, и с
ощущением собственного тела. Только на этом пути можно достигнуть интеграции разума и тела таким
образом, чтобы человек стал чем-то цельным.
Терапия представляет собой путешествие в страну, где человеку предстоит совершить очень
важное открытие - открытие самого себя. Этого нельзя добиться быстро, это отнюдь не легко и это не
лишено страхов и опасностей. В некоторых случаях такое путешествие может занять целую жизнь, но
|