Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 191 
Next page End  

пациентка осознала чувства в их генитальном варианте, то есть в возрасте трех или четырех лет, она,
как, впрочем, и большинство маленьких девочек, обожала своего отца. За страшными словами,
адресованными Богу, стоял ее гнев, направленный против отца, поскольку она считала того убийцей
своей души. И все эти ее чувства проецировались на меня - как на Бога, как на терапевта, как на того, кто
замещал в данный момент отца, и, наконец, как на мужчину. Я отложу до следующих глав вопросы
сопротивления и переноса, которые являются столь критически важными во всякой терапии и с
которыми можно совладать только с помощью слов. Однако если мы хотим, чтобы произносимые слова
обладали хоть какой-нибудь ценностью и весом, то пациент должен находиться в контакте со своими
чувствами. Того пациента, который не ощущает своей печали и не умеет плакать, не удастся затронуть
никакими, даже самыми убедительными, словами.
Одна из причин, почему биоэнергетический анализ концентрируется на теле, состоит в том, что
слова сами по себе редко бывают настолько сильны, чтобы заставить подавленные чувства пробудиться.
Ответственность за подавление чувств несет эго, которое наблюдает за нашими поступками и
поведением, осуществляет над ними цензуру, а также контролирует их. Голосом эго служат слова, точно
так же как в качестве голоса тела выступают звуки. Человеку сравнительно легко ощутить себя
отделенным от слов. А вот проделать то же самое со звуками несравненно труднее. Чуткое ухо вполне
может распознать фальшивую ноту, когда звук перестает быть подлинным выразителем чувства. В
биоэнергетическом анализе принимается за аксиому, что тело никогда не лжет. К сожалению,
большинство людей слепы к проявлениям телесной экспрессивности, будучи научены верить словам,
которые человек слышит, а не тому, что он интуитивно ощущает. Но некоторые дети младшего возраста
все-таки сохраняют достаточную часть невинности, которая позволяет им без колебаний верить в то,
что они видят собственными глазами. Каждому ясно, что мораль знаменитой сказки Ханса Кристиана
Андерсена «Новое платье короля» состоит в том, что лишь невинный взгляд может увидеть правду.
Дети еще не обучены утонченному и изысканному искусству играть словами, чтобы скрыть свои
чувства. Я никогда не забуду одного мужчину, который в качестве терапевта консультировал меня в
юности и сказал: «Я знаю, что был влюблен в свою мать». В ответ мне очень хотелось произнести:
«Доктор, постарайтесь сообщить мне что-либо новенькое». Однако я сдержался, и эта терапия никогда
не обрела сколько-нибудь реальных очертаний, быстро завершившись. Вообще-то, мне бы, пожалуй,
следовало сказать: «Вот чего вы не знаете, уважаемый доктор, так это того, до какой степени вы сами
больны».
Точно такую же слепоту проявляют те люди, которые в ответ на мое указание о необходимости и
пользе плача заявляют: «Не испытываю никаких трудностей с плачем. Мне довелось много плакать в
своей жизни». Последняя часть этого ответа может быть правдой, но вот первая наверняка не является
таковой. Трудность для этих людей состоит в неспособности плакать достаточно глубоко, для того
чтобы достичь самого дна своей печали. Их плач подобен той малой воде, которая лишь перехлестывает
через запруду и потому никогда не опорожнит переполняющее их озеро слез. Тот факт, что в своем
взаимодействии с жизнью они нуждаются в помощи, за которой обратились к терапевту, указывает на
наличие дискомфорта и отсутствие радости, а об этом еще как стоит поплакать. Многие люди научены в
детстве, что плач допустим лишь в том случае, если человек буквально раздавлен, а не в ситуации, где
он просто задет или испытывает боль. Детям, которые начинали плакать, когда их стукнул кто-то из
старших, говорилось: «Перестань плакать, иначе я на самом деле дам тебе так, что будет от чего
зареветь». А в некоторых случаях детям, чтобы заставить их прекратить плакать, доставалась удвоенная
порция наказания. Ребятишек стыдили, чтобы отучить плакать: «Маленькие мальчики не плачут, только
девчонки плачут». Да и у взрослых плач далеко не приветствуется: «Нужно быть мужественным. Плач -
это признак слабости». И тому подобное. Я же, напротив, установил, что способность плакать
представляет собой бесспорное доказательство силы. Поскольку женщины плачут легче мужчин, то со
всей очевидностью именно они - сильный пол.
Когда человек плачет, то каждое всхлипывание или рыдание представляет собой импульс жизни,
который пробегает по его телу. Посторонний может самым наглядным образом наблюдать, как этот
импульс пересекает все тело плачущего. Когда указанный импульс достигает таза, он порождает
движение, направленное вперед, - при наличии достаточной чуткости плачущий человек может на
самом деле ощутить, как данный импульс, проходя вниз по той трубе, которую образует собой тело,
Hosted by uCoz