качества, которые как раз и ведут к радости: свобода и невинность. Нет нужды подробно объяснять
важность свободы, для того чтобы испытывать чувство радости. Трудно вообразить кого-то
испытывающим приподнятые, радостные чувства, если, скажем, свобода его передвижения ограничена
некой внешней силой. Когда я был маленьким, то самым ужасным наказанием, которому могла
подвергнуть меня мать, было велеть мне оставаться дома в тот момент, когда другие ребята выходили на
улицу поиграть. Одной из причин, почему я, как, впрочем, и очень многие другие дети, так стремился
поскорее вырасти и стать взрослым, было желание обрести положенную мне свободу. Повзрослев, я
полностью освободился от родительского контроля. В рамках нашей культуры свобода означает право
искать и находить свое собственное счастье или радость. К сожалению, одной внешней свободы для
этого оказывается недостаточно. Человек должен также обладать внутренней свободой, а именно:
свободой открыто выражать свои чувства. Такой свободой я, как и очень многие люди в кругу нашей
культуры, не располагаю. Наше поведение и способы выражения чувств контролирует наше супер-эго,
располагающее длинными перечнями того, что «надо» и что «нельзя» делать, и обладающее властью
наказать при несоблюдении его заповедей и указаний. Наше супер-эго - это внутренняя реализация
авторитарного, то есть властного, родителя-диктатора. Однако оно функционирует ниже сознательного
уровня, так что у нас нет отчетливого понимания тех ограничений, которые оно налагает на наши
чувства, и тех действий, которые на самом деле не являются результатом нашей свободной воли.
Развенчание супер-эго, его свержение с престола, на котором оно восседает, и восстановление
индивидуумом свободы выражения своих чувств отнюдь не превращает его в нецивилизованное
существо. Напротив, все это - необходимые условия, позволяющие ему быть ответственным членом
общества и по-настоящему высокоморальной личностью. Только свободный человек уважает права и
свободы других людей.
Тем не менее мы должны признать, что жизнь в обществе требует наличия некоторых
ограничений на наше индивидуальное поведение, которые необходимы в интересах поддержания
коллективной гармонии. Все человеческие сообщества так или иначе регулируют социальное поведение
своих членов, но соответствующие нормы и правила обычно содержат суждения о поступках, а не о
чувствах. Индивид может быть признан виновным, если он нарушает повсеместно признанные
общественные правила поведения, но его осуждают только за конкретные действия и проступки, а не за
чувства или желания. Однако цивилизованные общества, в основе которых лежит власть, нередко
расширяют понятие виновности так, чтобы оно наряду с поступками и в дополнение к ним охватывало
также замыслы и чувства.
Это изменение может быть проиллюстрировано на примере библейского повествования об
Адаме и Еве. В Библии подробно описывается, как они, вкусив плод с древа познания, потеряли свою
невинность и чувство радости. Перед тем как вкусить этот запретный плод, они жили в состоянии
блаженства в садах Эдема, которые являли собой истинный рай, - как живые существа среди других
живых существ, следуя естественным и инстинктивным импульсам и побуждениям, исходящим от их
тел. Но после того как сии обитатели райских кущ съели запретное яблоко, они узнали разницу между
правильным и ошибочным, между добром и злом. Глаза их раскрылись, и они увидели, что ходят
обнаженными. Поскольку им стало стыдно, то они прикрыли свою наготу, а потом скрылись от Бога,
потому что почувствовали себя виноватыми. Никакие другие живые существа не знают отличия
правильного от ошибочного, им неведомо чувство стыда или ощущение вины. Никакое иное живое
существо не судит самого себя. Никакое иное живое существо не в состоянии оценить себя как
«хорошее» или «плохое». Наконец, никакое иное живое существо не располагает самосознанием и не
имеет своего супер-эго, которому оно должно подчиняться; исключением тут является собака, которая
живет в доме своих хозяев в подчиненном и зависимом положении, очень сильно напоминая в этом
смысле маленького ребенка.
Мы обучаем своих собак придерживаться некоторых шаблонных моделей поведения, которые
считаем правильными или хорошими, и наказываем их либо по-иному добиваемся от них покорности,
если они не подчиняются. Собаку, которая не хочет повиноваться, часто называют «плохой собакой», и
большинству этих животных приходится научиться вести себя так, чтобы доставлять удовольствие
своим владельцам. Обучение собаки или ребенка тому, как надлежит вести себя цивилизованным
образом, необходимо для жизни в рамках общества, и как собака, так и ребенок будут совершенно
|