между двумя людьми, то это происходит потому, что любовь является особым чувством. Именно
любовь делает взаимоотношения особыми, а не особые качества двух людей заставляют их полюбить
друг друга. Отношения, в основе которых лежит видимость, никогда не смогут принести
удовлетворения и быть длительными, и пострадавшие лица, обращаясь к терапевту, будут испытывать
определенное отчаяние, а также надежду на то, что терапия поможет им осуществить свою мечту -
добиться, чтобы их воспринимали и любили как людей особенных.
Указанное желание переносится на терапевта, который подсознательно рассматривается
пациентом как родитель, обещавший исполнение желаний. Пациент готов проделывать все, о чем его
только попросит терапевт, питая иллюзию, что завоевание любви терапевта приведет в результате к
самореализации. Терапевтическая ситуация может оказаться в высокой степени наэлектризованной
этими невысказанными предвкушениями. Но точно так же, как это имело место в исходных
инфантильных и детских ситуациях, все это закончится неудачей и чувством отчаяния, испытываемым
пациентом применительно к терапии. Терапия - не поиски любви, а поиск знаний о самом себе или
(можно выразиться и таким образом) поиск любви к себе. Если человек ищет в терапии полноты
самоудовлетворения через посредство любовных взаимоотношений, то он будет разочарован. Такой
человек обязательно снова впадет в свое извечное отчаяние. В психотерапии такое случается постоянно,
поскольку только человек, пребывающий в отчаянии, станет думать, что любовь и спасение лежат вне
его собственного Я. Если пациент в состоянии принять тот факт, что его отчаяние берет начало в
собственной внутренней пустоте, то дорога к преодолению отчаяния и достижению полноты бытия для
него открыта. В последующих главах мы внимательнее взглянем на эту «дорогу», чтобы увидеть, что еще
требуется от пациента для обретения своего Я.
Глава 5. Гнев: эмоция, которая излечивает
В предшествующей главе я рассмотрел такую эмоцию, как печаль, обратив при этом особое
внимание на ее выражение в форме плача. Мы видели, что все пациенты нуждаются в плаче для
разрядки боли и печали, которые вызваны всякого рода физическими и эмоциональными «ранами» и
вредоносными воздействиями, нанесенными им в детстве. Зачастую детей учат ни в коем случае не
плакать, и часто за плач их наказывают или, по крайней мере, словесно осуждают. Результатом запрета
плакать являются сильные хронические напряжения во внутренней мышечной системе тела, особенно в
тех ее частях, которые связаны с дыхательной и пищеварительной функциями. Указанные напряжения
стягивают дыхательный тракт, в сильной степени ограничивая и стесняя дыхание человека, уменьшая
его энергетические ресурсы и сужая диапазон возможностей его вокализованного самовыражения. Но
это далеко не единственный негативный эффект от упомянутых травм времен детства. Сильные
напряжения развиваются и во внешней мускулатуре тела, одна из основных функций которой состоит в
том, чтобы перемещать человеческий организм в пространстве. Тело едва ли не любого из моих
пациентов служит отражением болезненной, нездоровой истории его жизни, и это находит отражение в
утрате им грациозности движений и в своего рода «расщелинах», отделяющих друг от друга основные
сегменты тела - голову от туловища или таз от грудной клетки. Указанные «расщелины» разрушают
цельность личности, которую не удастся восстановить посредством одного лишь плача. В подобной
ситуации в качестве восстановительной или защитной эмоции выступает гнев. В каждом из моих
пациентов имеется изрядный запас подавленного гнева, во многих случаях доходящего до
деструктивной, разрушительной ярости - того гнева, который они не смогли выразить в бытность свою
детьми, когда им причиняли боль. Если мы хотим, чтобы тело восстановило свою жизненную силу и
цельность, то эти накопившиеся деструктивные чувства должны найти свое выражение в каком-то
безопасном месте и безопасным способом. Однако надо заметить, что, как и в случае с плачем, все
пациенты испытывают большие трудности в том, чтобы эффективно и надлежащим образом выразить
свой гнев. А без наличия такой способности человек либо сам становится жертвой, либо делает своими
жертвами других людей.
Гнев является важной эмоцией всех живых существ, поскольку он служит для поддержания и
защиты физической и психологической целостности организма. Без гнева всякий субъект беспомощен
|