против разнообразных покушений, которым подвержена любая жизнь. Для молодняка большинства
развитых биологических видов характерно отсутствие надлежащей моторной координации, которая
необходима для выражения гнева, и это является одной из важных причин, почему детеныши
нуждаются в защите со стороны родителей. Сказанное особенно справедливо применительно к
человеческим детенышам, которым для овладения подобной способностью требуется гораздо больше
времени, нежели потомству почти всех других млекопитающих. Однако сказать, что маленький ребенок
не может впасть в гнев, было бы не совсем верно. Попробуйте насильно удерживать малыша, и вы
почувствуете, как энергично он борется, чтобы освободить себя, а это как раз и представляет собой
гневную, хотя и бессознательную реакцию. Попытайтесь вытащить соску изо рта у аппетитно
чмокающего грудного ребенка, и вы ощутите, как его беззубые десны стискиваются в кусающем
движении, чтобы удержать соску, если только он сам не решил распроститься с нею. Акт кусания, как
это превосходно известно большинству родителей, представляет собой отчетливое выражение гнева
малютки. По мере того как ребенок становится старше и его двигательная координация улучшается,
более развитой становится и его способность к выражению гнева. Теперь карапуз будет реагировать
гневом на любое нарушение его интегральной цельности или на вторжение на его территорию, включая
покушение на то, что он считает своим личным имуществом или владениями. Если с помощью гнева не
удается защитить свою цельность, то ребенок станет плакать, чувствуя себя беспомощным перед лицом
грозящей ему травмы. Такая эмоция, как гнев, представляет собой часть более емкой функции агрессии,
причем это последнее слово буквально означает «продвижение вперед». Агрессия лингвистически
противоположна регрессии, которая означает «движение назад». А вот в психологии агрессивность
противоположна пассивности, которая означает установку на пребывание в неподвижном состоянии
или в ожидании. Мы можем продвигаться вперед, к другому человеку с любовью или с гневом. Оба эти
варианта действия агрессивны, и оба они носят для индивидуума позитивный характер. Как правило,
мы не испытываем гнева по отношению к тем людям, которые ничего для нас не значат или которые не
причинили нам никакого вреда. Если эти люди просто неприятны нам, то мы избегаем их. Гневаемся же
мы на тех лиц, в которых так или иначе заинтересованы, причем это делается с целью восстановить
существовавшие с ними ранее позитивные отношения. Убежден, что всем нам хорошо знаком
следующий факт: после ссоры или иной стычки с любимым человеком добрые чувства по отношению к
нему, как правило, не только восстанавливаются, но даже крепнут.
На семинаре в квартире Райха, который проходил в 1945 году, он высказал мысль, что
невротическая личность развивается лишь в том случае, если способность ребенка выражать свой гнев в
ответ на оскорбление, нанесенное ему как личности, блокируется. При этом он подчеркнул, что если
человек оказывается разочарованным в результатах своих целенаправленных усилий добиться
удовольствия, то он как бы отзывает назад имевший у него место побудительный импульс к
достижению поставленной цели, порождая тем самым в собственном теле потерю цельности. Искомая
цельность может быть восстановлена только посредством мобилизации агрессивной энергии и ее
выражения в форме гнева. Подобные действия обеспечат восстановление естественных границ
организма и его способности снова добиваться своих целей (см. рисунок 3).
Рисунок 3
|