разряжает весь свой подавленный гнев за одну попытку «избиения» кровати. В процессе терапии по
мере усиления и углубления плача гнев тоже становится более сильным, более сконцентрированным и
лучше осознаваемым и понимаемым. Существует также возможность мобилизовать чувство гнева,
поначалу выполняя упражнение по нанесению ударов чисто механически. Такой подход напоминает
запуск «самораскручивающегося» насоса: одно лишь нанесение ударов может само по себе породить
чувство гнева, поскольку указанное чувство как бы заложено в данном движении. При выполнении
упомянутого упражнения я рекомендую мужчинам пользоваться собственными кулаками, а женщинам -
теннисной ракеткой. Хорошая ракетка дает женщине большее ощущение собственной силы. У мужчин
руки гораздо крепче, и они могут просто сломать ракетку, ударяя ею по кровати изо всех сил.
Я инструктирую пациента сопровождать удары словами, которые будут дополнительно выражать
испытываемые им чувства. К примеру, он может кричать: «Как я зол!», «Я тебя уничтожу!» или «Я
сейчас убью тебя!» Сочетание слов с физическими действиями способствует большей концентрации
чувств. И точно так же, как у всех пациентов есть о чем плакать или за что бить, если говорить в
терминах отношения к ним в детском возрасте, у каждого из них накопилось вполне достаточно того,
что прямо-таки обязано вызывать в них гнев. Но испытываемый пациентами гнев может также
проистекать и из их сегодняшней, сиюминутной ситуации, с которой они не могут справиться должным
образом по причине обуревающего их страха возмездия. Поскольку описанное упражнение освобождает
и расслабляет напряженные мышцы, которые блокировали возможности выражения гнева, оно
одновременно способствует умению выражать гнев во всех жизненных ситуациях. По моему опыту, это,
однако, никогда не приводило к тому, что человек начинает стремиться просто «пошуметь», иными
словами, выразить свой гнев каким-то иррациональным образом. И за все те годы, в течение которых я
применял указанное упражнение в работе со своим пациентами, ни один из них никогда не заимел ни
единой царапины, а в моем кабинете и приемной ничего не было сломано или разбито. Если у меня
появляется ощущение, что пациент мало-помалу теряет контроль над собой, я немедля останавливаю его
и показываю, как следует выражать существующий гнев, сохраняя при этом управление и контроль над
всеми своими действиями.
Когда я утверждаю, что гнев не является деструктивной эмоцией, то провожу четкое различие
между гневом, яростью и бешенством. Ярость представляет собой деструктивное явление. Ее
предназначение состоит в том, чтобы причинить кому-то вред, фактически даже сломить кого-то. Кроме
того, ярость слепа, и часто объектом приступа ярости оказывается совершенно невинное, беспомощное
лицо или ребенок. Потому мы и говорим о человеке, что он «ослеп от ярости» или «впал в слепую
ярость».
Ярость носит также взрывной характер, а это означает, что, раз вспыхнув, она выходит из-под
контроля. Можно сдержать гнев, но не ярость. Как я подчеркивал в своей книге под названием
«Нарциссизм», ярость развивается тогда, когда человек чувствует, что его власти перечат или ей
приходит конец. Ребенок, который систематически сопротивляется требованиям родителя, может
вогнать этого вполне взрослого человека в ярость, нацеленную на то, чтобы непременно сломить
сопротивление ребенка, заставить его подчиниться. Если ребенок по тем или иным причинам
отказывается сделать то, что приказывает ему родитель, то последний сталкивается с ситуацией
собственного чувства бессилия или своего рода импотенции, которая берет давнее начало в том факте,
что когда-то в детстве его самого заставили подчиниться и он из-за страха оказался не в состоянии
выразить свой тогдашний гнев. Сейчас этот подавленный гнев переходит в ярость, направленную
против ребенка или другого человека, которого данный родитель не боится. Многие из моих пациентов
в раннем детстве были вынуждены подчиняться родительской власти, причем зачастую им при этом не
жалели шлепков и оплеух - такой формы наказания, которая особенно унизительна, поскольку
подрывает присущее ребенку чувство собственного достоинства и восприятия себя как суверенной
личности. Другие пациенты сообщали, что их даже заставляли достать и принести орудие их
собственной экзекуции: ремень, березовую розгу и т. д., - тем самым еще более усиливая страх и еще
более унижая ребенка. Если малыш подвергается постоянным и сильным оскорблениям со стороны
взрослых, то совершенно естественный гнев, который он при этом ощущает, оказывается погребенным
под огромной грудой страха, и, когда, наконец, этот принудительно усмиренный гнев найдет себе
выход, он непременно станет деструктивной яростью. По этой причине его обязательно нужно
|