Указанное упражнение является, по моему мнению, наиболее эффективным средством
уменьшения мышечного напряжения в плечах и верхней части спины, на которое жалуется столь много
людей. Я с успехом применял его для решения проблемы онемения и покалывания в руке и кисти,
вызванных ущемлением нерва, который ведет к руке. Этот нерв проходит через своего рода
«треугольник», имеющийся у основания шеи неподалеку от места присоединения плеча. Напряжение в
мышцах, образующих собой указанный треугольник, - а конкретно, в передней лестничной мышце, -
несет ответственность за симптом, который часто называется скаленус-синдромом, а также синдромом
передней лестничной мышцы или синдромом Наффцигера. При выполнении данного упражнения нет
необходимости испытывать гнев. Точно так же как боксеры-профессионалы высокого класса
практикуют учебные бои как часть своего тренировочного процесса и получают от таких схваток
удовольствие, мы можем испытывать приятные чувства от использования нашего тела для выражения
своих естественных чувств и побуждений.
Когда же, однако, указанное упражнение применяется в терапевтических целях для развития у
человека способности чувствовать и выражать гнев, оно должно обязательно сопровождаться гневными
словами. Такие слова объективируют испытываемое чувство и помогают лучше сфокусировать все
действия. Произнося во время нанесения ударов по кровати слова вроде «как я разгневан!» или «как я
зол!», мы объединяем работу разума с деятельностью тела. И в данном случае тон голоса также отражает
и определяет собой качество испытываемых чувств. Если человек бьет изо всех сил, а говорит вялым и
тихим голосом, это свидетельствует о ясно выраженном расщеплении личности. Использование голоса
обеспечивает резонирование трубы, образующей собой туловище, и в значительной степени
увеличивает энергетическую заряженность всей процедуры. Японцы давным-давно знакомы с данным
явлением и используют мощный звук для придания силовой акции большей эффективности. Так, они
способны разбить кусок толстой доски резким ударом ладони, если в момент касания произнесут
мощный звук «ха!». Насколько энергично и сочно человек произносит слова «как я разгневан!»,
настолько и силен испытываемый им гнев. Причем в данном случае важна не просто громогласность, а
вибрация и насыщенность издаваемых звуков. Фраза «как я разгневан!», произнесенная не очень громко,
но с подобающей интенсивностью, густотой и сочностью, обеспечивает лучшую разрядку чувств, чем
самый оглушительный крик.
Еще одно упражнение, которое я использую в групповых занятиях, состоит в понуждении
участников направлять свой гнев против меня. В ходе данного упражнения группа усаживается в круг, а
я поочередно встаю или склоняюсь перед каждым из своих пациентов. Всех участников занятия я прошу
держать кулаки наготове, решительно выдвинуть подбородок вперед, раскрыть глаза как можно шире и,
помахивая передо мной кулаками, говорить: «Я могу убить вас». Цель этого упражнения - добиться
появления в глазах гневного выражения, что дается большинству людей с огромным трудом. Если кто-
то из участников жалуется, что не испытывает ко мне никакого гнева, я отвечаю, что не интерпретирую
их гнев как нечто, направленное лично против меня. Я также поясняю, что все это напоминает
актерскую игру - а актеры должны обладать умением вкладывать подлинные чувства во все, что они
делают. С помощью моих призывов и благодаря поддержке всей группы почти каждый из участников
оказывается в состоянии в какой-то мере почувствовать реальный гнев. Никто и никогда не пытался при
этом напасть на меня, но я все же держусь за пределами радиуса досягаемости ударов пациентов, а тот
факт, что они сидят, обеспечивает мне дополнительную защиту. Даже когда я выполняю указанное
упражнение наедине с самим собой, то моментально ощущаю, как волосы у меня на голове начинают
вздыбливаться. Глаза при этом сужаются, рот начинает издавать настоящее рычание и я ощущаю, как
легко могу в этом состояний напасть на кого-нибудь. Но достаточно мне поменять выражение лица, как
все «страшные» чувства тут же испаряются. Для меня это служит еще одним подтверждением того, что
чувство идентично приведению в действие - или, иначе говоря, активации - надлежащих мышц.
Именно неспособность отдельных людей мобилизовать свою мускулатуру несет ответственность за
отсутствие у них чувства гнева. В равной степени справедливо и то, что неспособность ряда индивидов
активизировать те мышцы, которые ответственны за испускание звуков, сопровождающих плач, делает
для них очень трудным делом почувствовать и выразить свою печаль.
Для того чтобы выразить чувство гнева, самую важную роль играют глаза. Я обнаружил, что
люди, глаза которых в той или иной степени безжизненны - иными словами, тусклы и лишены всякой
|