роль играет какой-либо один орган или группа органов, будь то органы чувств или мускулатура. Каждый
ребенок составляет себе картину мира, в котором он живет, на основе впечатлений, полученных его
наиболее чувствительным органом из окружающей действительности. Следовательно, понять какого-либо
человека для нас оказывается возможным лишь тогда, когда мы знаем, какими органами чувств или
группами органов он воспринимает мир в первую очередь, поскольку это накладывает свой отпечаток на все
его взаимоотношения с окружающим миром. Мы сможем истолковать его действия и реакции только в том
случае, если сначала поймем, какое влияние оказали в детстве органические дефекты на его отношение к
миру его картину вселенной, а следовательно, и на его дальнейшее развитие.
КАК МЫ ВИДИМ МИР
Психологическая цель, определяющая всю нашу деятельность, также влияет на выбор, степень
развития и деятельность тех конкретных психологических способностей, которые придают форму и смысл
нашему восприятию окружающего мира. Это объясняет тот факт, что каждый из нас познает на собственном
опыте лишь ограниченную часть действительности, или какого-либо события, или даже всего мира, в
котором мы живем. Все мы игнорируем целое и ценим только то, что соответствует нашей цели. Таким
образом, мы не сможем до конца понять поведение того или иного человека, не уяснив себе, какую тайную
цель он
преследует; также мы не сможем объективно оценить все грани его поведения, пока не осознаем,
что вся его деятельность подчинена этой цели.
Восприятие
Впечатления и раздражители, поступающие из внешнего мира, передаются органами чувств мозгу,
где некоторые из них могут оставить свои отпечатки. На основе этих отпечатков возникают мир
воображения и мир памяти. Однако восприятие личностью внешнего мира никогда не является
фотографически точным, поскольку на него всегда накладывается неизгладимый след индивидуальных
особенностей и качеств данной личности. Никто не воспринимает все, что видит. Два человека никогда не
реагируют на одну и ту же картину одинаково. Если спросить у них, что они видели, они дадут совершенно
разные ответы.
Ребенок воспринимает только те элементы окружающей действительности, которые соответствуют
его поведенческой установке, сформировавшейся ранее под влиянием множества разнообразных факторов.
У детей с особенно хорошо развитым зрением восприятие носит главным образом визуальный характер.
Большая часть человечества, вероятно, имеет такой «перекос» восприятия в сторону зрения. Другие
заполняют мозаичную картину мира, которую они создают для себя, главным образом слуховыми
впечатлениями. Этим впечатлениям не обязательно точно соответствовать реальной действительности.
Любой из нас способен переделать и перекроить свои контакты с окружающим миром таким образом, чтобы
они соответствовали его жизненным установкам. Индивидуальность и неповторимость любого человека
состоит в том, что он воспринимает и как он это воспринимает. Восприятие нечто большее, чем просто
физическое явление; это психологическая функция, на основании которой мы можем делать наиболее
далеко идущие выводы, касающиеся внутреннего мира индивидуума.
Память
Как мы видели в главе 1, развитие психики неразрывно связано с подвижностью живого организма и
ее деятельность определяется целью и задачами его движения. Индивидууму необходимо осознавать и
систематизировать свои взаимоотношения с миром, в котором он живет, и его психика, будучи органом
адаптации, должна развивать те способности, которые играют определенную роль в его защите или имеют
другое значение для его самосохранения. Одной из таких способностей является память, функции которой
определяются необходимостью адаптации. Без воспоминаний о прошлом было бы невозможно принимать
меры предосторожности в будущем. Отсюда можно сделать вывод, что во всех наших воспоминаниях
заложена неосознанная цель; они не являются случайными явлениями, а несут четкую информацию, либо
поощрительную, либо предостерегающую. Случайных или бессмысленных воспоминаний не существует.
Память избирательна. Мы можем оценить то или иное воспоминание только в том случае, когда можем
уверенно сказать, какова его цель и назначение. Не нужно задаваться вопросом, почему мы одно помним, а
другое забываем. Мы помним те события, воспоминания о которых важны для нас по конкретной
психологической причине, поскольку эти воспоминания способствуют какому-то важному, хотя и скрытому
от глаз импульсу. Аналогичным образом мы забываем о тех событиях, которые отвлекают нас от
выполнения некоего плана. Таким образом, мы обнаруживаем, что память также подчинена процессу
целенаправленной адаптации и что над каждым из воспоминаний доминирует объединяющая тема или цель,
определяющая все развитие личности. Прочно закрепившееся воспоминание, даже искаженное (часто это
бывает с детьми, чьи воспоминания нередко «перевернуты» или односторонни), может возникнуть в нашем
подсознании и
предстать в качестве социальной установки, эмоционального отношения или даже
философской точки зрения, если это необходимо для достижения желаемой цели.
Воображение
Нигде неповторимость личности не проявляется в большей степени, как в результатах ее
|