потерпел неудачу, ему бы нечем было утешиться и некого винить, даже алкоголь.
В этой стрессовой ситуации галлюцинации появились вновь. Пациент отождествил себя со своим
прежним положением и начал видеть мир так, как если бы он по-прежнему был пьяницей. Своим
поведением он как бы заявлял миру: «Я загубил пьянством всю свою жизнь, и теперь уже с этим ничего не
поделаешь». Благодаря болезни он надеялся избавиться от непрестижной, а значит, и очень неприятной для
него работы землекопа, не принимая по этому поводу самостоятельно никаких решений. Описанная выше
галлюцинация продолжалась долгое время, пока пациента наконец не положили снова в больницу. Теперь
он мог утешаться мыслью, что сумел бы многого достигнуть, если бы алкоголизм не загубил всю его жизнь.
Такая стратегия помогала ему сохранять чувство самоуважения. Не потерять уважения к себе было для него
важнее, чем трудиться. Все его усилия были направлены на то, чтобы сохранить свое убеждение, будто он
мог бы свершить великие дела, если бы его не постигло несчастье. Благодаря этому пациент полагал, будто
он ничем не хуже других, однако у него на пути имеется непреодолимое препятствие. Отчаянные поиски
утешительной отговорки породили галлюцинацию с ухмыляющимся человеком; это видение должно было
спасти его уважение к себе.
5 ГРАНИ НЕРЕАЛЬНОГО
ФАНТАЗИЯ
Фантазия является еще одной творческой способностью нашей психики. Следы ее деятельности
можно обнаружить в различных явлениях, уже описанных нами. Подобно отчетливому проецированию
нашим сознанием тех или иных воспоминаний или возведению причудливых строений нашим
воображением, фантазия и мечты являются разновидностью творческой деятельности психики. Способность
предвидеть и предрешать, необходимая любому организму, умеющему двигаться, также является важной
составной частью фантазии. Фантазия связана с подвижностью человеческого организма и, по существу,
есть не что иное, как один из методов предвидения.
Фантазии детей и взрослых, которые иногда называют мечтами, всегда связаны с будущим. Эти
«воздушные замки» являются их целью, созданной воображением в качестве образца для реальной
деятельности. Исследования детских фантазий ясно показывают, что стремление к власти над другими
играет в них доминирующую роль. В своих мечтах дети выражают свои амбиции. Большая часть их
фантазий начинается со слов «когда я вырасту» и так далее. Есть немало взрослых, которые тоже живут так,
будто они еще не выросли. То, что стремлению к власти очевидно придается особое значение, еще раз
демонстрирует психика может развиваться лишь тогда, когда перед личностью поставлена некая цель; в
нашей цивилизации эта цель подразумевает общественное признание и положение. Личность никогда не
остается надолго с какой-нибудь нейтральной целью, так как жить среди людей значит непрерывно
оценивать себя, а это порождает желание главенствовать и надежду на успех в соревновании. В детских
фантазиях почти всегда встречаются ситуации, в которых ребенок над кем-то властвует. Нам не следует
обобщать, поскольку установить для фантазии или воображения какой-то предел невозможно. Сказанное
нами во многих случаях верно, однако в других ситуациях может оказаться неприменимым. У детей с
агрессивным подходом к жизни способность фантазировать развивается в большей степени потому, что их
отношение к другим вынуждает их более надежно защищаться. А у очень слабых детей, жизнь которых не
всегда приятна, способность фантазировать крайне развита, и они особенно склонны замыкаться в своем
вымышленном мирке. На определенном этапе их развития способность фантазировать может стать
способом ухода от реальной жизни. Фантазией можно злоупотребить, отвергнув ради нее действительность,
и в таком случае она становится для индивидуума чем-то вроде ковра-самолета, на котором он воспаряет
над убожеством этой жизни силой своего воображения.
Наряду со стремлением к власти, социальное чувство также играет важную роль в нашем мире
фантазий. В детских фантазиях стремление к власти почти всегда включает в себя какое-то применение этой
власти в социальных целях. Мы ясно видим подобную особенность в тех фантазиях, где мечтатель
становится спасителем или рыцарем, торжествующим над силами зла и угнетения. Нередко также
встречаются фантазии, в которых ребенок не принадлежит к своей семье. Многие дети верят, что на самом
деле они родились в другой семье и когда-нибудь их настоящие родители, люди высокого положения,
придут и заберут их к себе. Чаще всего такие фантазии наблюдаются у детей с глубоким чувством
неполноценности. Они чувствуют себя обделенными любовью и расположением или оттесненными на
задний план в кругу своей семьи и поэтому придумывают для себя новую семью. Идеи величия проявляются
еще в одном отношении: весьма часто ребенок действует так, будто он уже вырос. Иногда эта фантазия
приобретает едва ли не патологические черты например, у мальчиков, которые пытаются пользоваться
отцовской пеной для бритья или пробуют курить его сигареты, или у девушек, которые решают, что им
хочется стать мужчинами, а потому одеваются и ведут себя так, как больше пристало юношам.
Считается, что у некоторых детей нет воображения. Это безусловное заблуждение. Либо такие дети
не могут выразить себя, либо есть какие-то причины, которые заставляют их отгонять свои фантазии.
Подавляя воображение, ребенок может ощущать себя сильным. В своем отчаянном стремлении
приспособиться к реалиям взрослого мира такие дети считают, что фантазии это ребячество, и
|