жизни. Эти дети с радостью отказываются от всех игр, а будучи посланы на детскую площадку с другими
детьми, обычно портят остальным удовольствие. Гордость, недостаток самоуважения и вытекающий из
этого страх «что-нибудь сделать не так» вот три основные причины такого поведения. Словом, наблюдая
за игрой ребенка, мы с большой степенью уверенности можем определить уровень развития и качество его
социального чувства.
Цель, заключающаяся в превосходстве над другими, еще один фактор, который становится видным
в игре, проявляет себя в склонности ребенка быть лидером и организатором. Мы можем обнаружить эту
склонность, наблюдая за тем, как ребенок стремится в вожаки и до какой степени он предпочитает те игры,
которые дают ему возможность удовлетворить свое желание играть руководящую роль. Очень мало игр не
включают в себя хотя бы один из этих факторов: подготовка к жизни, социальное чувство или стремление
доминировать.
Однако есть еще один фактор, который присутствует в игре, это представляющаяся ребенку
возможность самовыражения. В игре ребенок более или менее предоставлен самому себе, и его действия
стимулируются взаимодействием с другими детьми. Имеется ряд игр, в которых это творческое начало
особенно ярко выражено. Эти игры, дающие ребенку возможность проявить свой творческий дух, особенно
важны в подготовке к будущей профессии. Многие люди, которые в детстве шили одежду для кукол,
нередко впоследствии находят свое жизненное призвание в том, чтобы шить одежду для людей.
Игра неразрывно связана с психикой, это, если можно так выразиться, род профессии, и именно так к
ней и следует относиться. Поэтому оторвать ребенка от игры это не пустяк. Игру никогда не следует
считать просто способом провести время. Поскольку цель игры подготовка к будущему, в каждом
ребенке заключено нечто от взрослого, которым он станет. Таким образом, оценивая того или иного
индивидуума, мы сделаем более точные заключения, если будем обладать знаниями о его детстве.
ВНИМАНИЕ И РАССЕЯННОСТЬ
Внимание это одна из характеристик психики, имеющая чрезвычайную важность для
плодотворной деятельности человека. Когда мы сосредоточиваемся на каком-то конкретном событии внутри
или вне нашей личности, мы ощущаем некое напряжение, которое не распределено равномерно по всему
телу, а сосредоточено в одном органе чувств например, в глазах. Мы ощущаем, что где-то каким-то
образом обрабатывается информация. В случае с глазами причиной этого особого чувства напряжения
является необходимость фокусировать взгляд.
Если, пытаясь сосредоточить на чем-либо внимание, мы делаем усилие, которое вызывает особое
напряжение любого участка нашей психики или мускулатуры, то другие напряжения в это время
игнорируются. Таким образом, стоит нам пожелать отнестись со вниманием к чему-то одному, и мы
стараемся игнорировать все прочие раздражители. Внимание, с точки зрения психики, означает готовность
отреагировать на определенный факт или ситуацию например, готовность отразить нападение, которая
непременно выражается в сосредоточении всех наших чувств на одном конкретном объекте.
Любой человек, не считая душевнобольных, обладает способностью к сосредоточению внимания;
тогда почему же вокруг нас столько невнимательных людей? Это объясняется рядом причин. Факторы,
влияющие на нашу способность сосредоточиваться, это прежде всего усталость и болезнь. Далее,
встречаются индивидуумы, чья недостаточная внимательность объясняется тем, что они просто не хотят
быть внимательными, поскольку объект, на котором им следует сосредоточить свое внимание, не
соответствует их поведенческой установке. С другой стороны, стоит им начать рассматривать нечто важное
для них самих и их внимание тут же пробуждается. Еще одна причина недостаточной внимательности
кроется в склонности к сопротивлению. Зачастую дети по природе упрямы и отвечают «нет» на любой
задаваемый им вопрос. Они ощущают необходимость открыто выразить свое сопротивление. Долг
тактичного педагога примирить ребенка с заданием, которое ему предстоит выполнить, соотнеся учебный
материал с поведенческой установкой данного ребенка и сделав его совместимым с его стилем жизни.
Некоторые люди видят, слышат и воспринимают любой раздражитель. Однако у большинства людей
имеется доминирующее чувство. Одни воспринимают жизнь исключительно глазами. Другие полагаются
исключительно на свои уши: они ничего не видят, ничего не замечают и не интересуются видимыми
предметами, однако чутко прислушиваются к малейшему звуку. Индивидуум может оказаться
невнимательным в ситуации, требующей от него предельного внимания, так как его доминирующее чувство
не задействовано.
Наиболее важный фактор пробуждения внимания это подлинный и глубокий интерес к миру.
Интерес нечто гораздо более глубокое, чем внимание. Если мы в чем-то заинтересованы, тогда само
собой разумеется, что мы также обращаем на это внимание; и там, где существует интерес, педагогу нет
нужды беспокоиться о внимании. Он становится простым орудием, с помощью которого мы овладеваем
какой-либо областью знаний с определенной целью. Никому еще не удавалось вырасти, не совершив при
этом ошибок. Следовательно, внимание также включается и в тех случаях, когда у индивидуума закреплена
какая-либо ошибочная установка; это происходит, когда внимание направлено на то, что не актуально для
подготовки к жизни. Когда интерес направлен на наше собственное тело или на нашу собственную власть,
мы становимся внимательными всякий раз, когда речь заходит об этих предметах, всякий раз, когда нам
нужно чего-то добиться или когда нашей власти что-то угрожает. Мы видим, как сразу же обостряется
|