процессом, состоящим из причины и следствия, не так уж далеки от истины. Однако если способности к
самопознанию и самокритике существуют и хорошо функционируют, причины могут меняться, а
результаты опыта приобретать совершенно иную ценность. Способность познавать себя растет вместе с
нашей способностью понимать причины наших действий и динамику нашей души. Стоит понять это и вы
станете другим человеком и не сможете больше уйти от последствий своего знания.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА
1
ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА?
ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ
Мы приписываем наличие сознания только движущимся живым организмам. Предварительным
условием существования сознания является свобода передвижения, поскольку организмы, прочно
укорененные на одном месте, не имеют в нем необходимости. Насколько противоестественно было бы
предполагать существование мыслей и чувств у дуба; утверждать, что этот дуб может сознательно
согласиться с тем, что его срубят, поскольку он никак не в силах этого избежать; заявлять, будто он может
предчувствовать, что его срубят; приписывать ему разум и свободу воли, зная, что он все равно не сможет
воспользоваться этими качествами. При таких условиях воля и разум дуба неизбежно останутся
мертворожденными.
Между способностью двигаться и сознанием существует строгая причинно-следственная связь. Это и
составляет разницу между растением и животным. Анализируя эволюцию психики, мы, следовательно,
должны рассматривать все, что связано с движением. Все вопросы, связанные с физическим движением,
заставляют психику предвидеть, накапливать опыт и развивать память, лучше вооружаться для жизненной
борьбы. Мы можем, таким образом, с самого начала установить, что развитие психики связано с движением
и что эволюция и прогресс всех психологических явлений обусловлены подвижностью организма. Эта
подвижность стимулирует, активизирует и требует все большей интенсификации умственной деятельности.
Представьте себе человека, каждое движение которого кто-то планирует за него: его мысль будет
бездействовать.
ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ
Если мы рассмотрим функцию психики с этой точки зрения, то поймем, что рассматриваем эволюцию
наследственной способности, органа нападения и защиты, при помощи которого живой организм реагирует
на окружающую его ситуацию. Психическая деятельность это комплекс агрессивных и защитных
механизмов, конечное назначение которых гарантировать продолжение существования данного
организма и дать ему возможность безопасного развития. Если мы согласимся с этим положением, на его
основе можно сделать дальнейшие выводы, которые мы считаем необходимыми для получения точного
представления о психике. Мы не можем представить себе психическую деятельность изолированной
личности. Мы можем представить ее лишь относительно окружающей среды, получающей стимулы извне и
реагирующей на них.
Вышеизложенное подсказывает немало соображений об особенностях людей, их физической
природе, их положительных и отрицательных качествах. Эти понятия весьма относительны, ибо нет
объективных критериев, по которым можно судить, является ли та или иная физическая характеристика
благом или недостатком. Судить об этом можно только исходя из ситуации, в которой оказался данный
индивидуум. Всем известно, что нога человека это, в некотором смысле, дегенеративная рука. Для
животного, которому необходимо лазать по деревьям, нога, подобная человеческой, была бы явной помехой,
но человек ходит по ровной поверхности, и нога для него настолько удобна, что вряд ли кто-нибудь
предпочел бы иметь для ходьбы «нормальную» руку, а не «дегенеративную» ногу. Не подлежит сомнению:
то, что в нашей жизни, как и в жизни других людей, кажется недостатком, не следует считать корнем зла.
Лишь исходя из контекста, можно решить, является ли это свойство недостатком или достоинством.
НАША ЦЕЛЬ И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ
Первое открытие, которое мы совершаем, исследуя самих себя, наше постоянное стремление к
какой-нибудь цели. Следовательно, мы не можем себе представить человеческую душу как нечто единое и
неизменное. Лучше всего ее удается представить как набор движущихся частей, возникших из общего
источника и стремящихся к
достижению единой цели. Эта телеология, стремление к цели, является основой
адаптации, и существование человеческой души немыслимо без цели, к достижению которой направлены
все наши усилия.
Этой целью и определяется умственная жизнь личности. Ни один человек не способен мыслить,
чувствовать, желать или мечтать без того, чтобы все эти действия определялись, продолжались,
модифицировались и направлялись к какой-нибудь цели, которую всегда можно отыскать. Это обусловлено
|