Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 88 
Next page End  

либо признаки временного превосходства над себе подобными. Этой бессмысленной демонстрацией силы
слишком легко кого-нибудь оскорбить.
Происхождение черты характера, именуемой завистью, отражает нерасторжимую связь между
индивидуумом и обществом. Всякий, кто ставит себя выше общества и демонстрирует власть над себе
подобными, должен ожидать немедленного сопротивления тех, кто хочет помешать его успехам. Именно
для того, чтобы избежать возникновения зависти, мы учреждаем законы и правила, пытающиеся установить
всеобщее равенство. Мы разумом пришли к заключению, которое раньше чувствовали интуитивно:
существует закон природы, гласящий, что все люди равны. Этот закон нельзя нарушить, не вызвав
сопротивления и раздоров. Это один из основополагающих законов человеческого общества.
Проявления зависти легко распознать: иногда они накладывают свой отпечаток даже на внешность
человека. Те аллегории, которыми мы описываем зависть, имеют солидное психологическое обоснование.
Так, мы говорим, что люди «зеленеют от зависти»; это предполагает влияние зависти на кровообращение.
Физиологически зависть проявляется в периферическом сужении капиллярных кровеносных сосудов.
Что касается значения зависти в педагогике, здесь мы можем действовать только одним путем.
Поскольку нам не под силу полностью уничтожить зависть, мы должны ее использовать, найдя зависти
полезное применение, не нарушающее душевного равновесия человека. Это относится как к отдельным
индивидуумам, так и к группам людей.
Если речь идет об индивидууме, можно дать ему занятие, которое будет повышать его самооценку.
Если речь идет о народах, мы зачастую видим страны, которые считают, что их отодвинули на задний план,
и завидуют своим более преуспевающим соседям. Нам необходимо помочь этим странам развить свои
материальные и человеческие ресурсы и занять достойное место в семье народов.
Никто из тех, кто всю жизнь кому-то завидовал, не может быть полезным членом общества.
Завистник заинтересован только в одном: отнимать у других, лишать их собственности и унижать. В то же
время он будет пытаться найти объяснения своей неспособности добиться намеченной цели и винить в
своих неудачах других. Он будет борцом-одиночкой, который не ценит хороших взаимоотношений с
другими людьми, которому не хочется быть полезным для других. Поскольку он не утруждает себя
сочувствием к ближним, ему трудно понять природу человека. То, что он причиняет кому-то страдания, не
смутит его ни на секунду. Зависть может даже привести к тому, что человек будет получать удовольствие,
причиняя своим ближним боль.
ЖАДНОСТЬ
Жадность тесно связана с завистью, и они, как правило, идут рука об руку. Мы не имеем в виду ту
форму жадности, которая выражается в накапливании денег. Есть и другая, более широкая ее форма,
выражающаяся главным образом в нежелании доставлять удовольствие другим. Алчность пронизывает все
взаимоотношения такого человека с обществом и другими индивидуумами. Алчный человек выстраивает
вокруг себя стену, чтобы сберечь свои проклятые сокровища. Помимо тесной связи жадности с завистью,
она также связана с честолюбием и тщеславием. Не будет ошибкой сказать, что эти черты характера, как
правило, наблюдаются одновременно. Следовательно, не нужно обладать большой психологической
проницательностью, чтобы, обнаружив одну из этих черт характера, заявить, что остальные тоже
наличествуют.
Почти любой человек, живущий в условиях нынешней цивилизации, проявляет, по крайней мере,
следы жадности. Единственное, что удается среднему человеку, — это скрыть их или спрятать под
преувеличенной щедростью, которая сводится, в конечном счете, всего-навсего к раздаче милостыни, к
попыткам с помощью показной щедрости повысить свою самооценку за счет других.
В некоторых обстоятельствах оказывается, что скупость даже может быть полезным качеством.
Например, мы можем скупо, а значит, экономно расходовать свое время или труд и благодаря этому даже
сумеем сделать что-нибудь полезное. Тенденции развития науки и морали нашего времени выдвигают на
первый план систему «научной организации труда», которая требует, чтобы мы относились к своему
времени и труду экономно. В теории все это звучит очень красиво, однако всякий раз, когда подобные идеи
применяются на практике, мы неизменно обнаруживаем, что они служат чьим-то целям, суть которых —
добиться превосходства и власти над другими. Теорией зачастую злоупотребляют, и «научная организация
труда» используется для того, чтобы перевалить бремя настоящего труда на плечи других. Эту деятельность,
как и всякую другую, можно оценивать, пользуясь лишь одним критерием: ее полезностью для общества.
Для нашего века техники характерно обращаться с человеческими существами, как с машинами, ожидая, что
они будут следовать жизненным законам так же, как машины следуют законам физики. В последнем случае
такие законы действительно являются всеобщими; однако в случае с людьми они ведут к их обособлению,
одиночеству и разрушению межчеловеческих отношений. Поэтому для всех будет лучше устроить нашу
жизнь таким образом, чтобы не столько сберегать, сколько отдавать. Если мы все попытаемся жить согласно
этому правилу и иметь в виду общее благо, нам это пойдет на пользу.
В этой связи нам следует внимательнее посмотреть на деловую жизнь. Коммерсантов мало заботит
благополучие их конкурентов, их мало интересует социальное чувство, которое мы считаем столь жизненно
важным. Некоторые деловые приемы и предприятия даже основаны на том принципе, что выигрыш одного
коммерсанта может иметь место только благодаря проигрышу другого. Как правило, такое поведение
Hosted by uCoz