другими чувствами, является компенсацией за пережитое неудовольствие или слабость и попыткой
добиться чего-то лучшего. В этом отношении его смысл аналогичен смыслу припадка ярости. Разница в том,
что горе является реакцией на другие раздражители, имеет другую социальную установку и прибегает к
другим методам.
В чрезмерных внешних проявлениях горя стремление к превосходству играет такую же роль, как и во
всех остальных чувствах. Если гнев используется для повышения самооценки данного индивидуума за счет
принижения его оппонентов, горе представляет собой фактическое сжатие психологического горизонта,
являющееся предварительным условием его последующего расширения, в ходе которого личность достигает
самовозвышения и удовлетворения. Однако это удовлетворение принимает вид некоего приступа, реакции
против социальной среды, хотя в иной форме, нежели при гневе. В горе человек жалуется, и в этих жалобах
выражается его оппозиция к себе подобным. Хотя человеку и свойственно печалиться, преувеличенные
проявления этого чувства являются враждебным по отношению к обществу жестом.
Отношение к охваченному горем человеку помогает ему возвыситься. Нам всем известно, какое
облегчение чувствуют такие индивидуумы, когда другие спешат им на помощь, сочувствуют им,
поддерживают их, ободряют и всячески стараются повысить их благополучие. Если человек, поплакав,
чувствует, что ему стало легче, это потому, что, выступив в качестве обвинителя против существующего
порядка вещей, он сумел возвысить себя. Чем больше требует этот обвинитель от окружающей
действительности на основании своего горя, тем более очевидными становятся его притязания. Горе
становится неопровержимым доводом, который накладывает серьезные обязанности на друзей, соседей и
членов семьи человека, испытывающего это чувство. Для него характерны стремление перейти от слабости
к превосходству над другими и попытка, сохранив свою позицию, избежать чувства беспомощности и
неполноценности.
Отвращение
Аффект отвращения также социально деструктивен, хотя и в меньшей степени, чем у других чувств.
С физиологической точки зрения отвращение возникает тогда, когда неприятный вид или запах вызывает
раздражение стенок желудка. С психологической точки зрения отвращение представляет собой склонность
и попытку душевной «рвоты». Именно в этот момент становится очевидной деструктивная природа
отвращения. Отвращение представляет собой чувство антипатии. Гримасы, сопровождающие его, означают
презрение ко всему и вся и попытку решить проблему жестом отрицания.
Этим чувством легко можно злоупотребить, превратив его в удобный способ выхода из неприятной
ситуации. Симулировать чувство тошноты нетрудно, а изобразив его, мы должны по необходимости выйти
из ситуации, в которой находимся. Ни одно чувство нельзя вызвать искусственно с такой легкостью, как
отвращение. После небольшой практики каждый может начать ощущать тошноту в любой удобный для себя
момент. Таким образом, безвредное чувство становится мощным оружием против общества или надежным
способом удалиться от него.
Страх
Страх одно из наиболее важных явлений в жизни человеческих существ. Сложность этого чувства
заключается в том, что оно не является только разъединяющей людей эмоцией, но, подобно печали,
помогает создавать одностороннюю связь с себе подобными. Механизм страха не демонстрирует
превосходства напрямую напротив, он, как кажется, означает поражение. Когда мы боимся, мы пытаемся
сделаться как можно меньше по размеру, но именно в этот момент становится очевидной другая сторона
этого чувства, включающая в себя жажду превосходства над другими. Будучи охвачены страхом,
индивидуумы бегут, ища защиты друг у друга, и таким образом пытаются обрести силу до такой степени,
когда они ощутят себя способными встретиться с теми опасностями, которые, по их мнению, им угрожают,
и восторжествовать над ними.
Анализируя такое чувство, как страх, мы имеем дело с явлением, обладающим глубоко укорененной
органической функцией. Это отражение примитивного страха, который свойствен всем живым существам.
Человеческие существа в особенности подвержены страху из-за их естественной слабости и
неполноценности. Те знания о трудностях жизни, которые мы получаем при рождении, настолько
недостаточны, что ребенок не может найти в этой жизни место без посторонней помощи. Все, чего он
лишен, должны восполнить другие. Ребенок ощущает эти трудности, едва он приходит в мир и мир
начинает предъявлять ему свои требования. Всегда имеется опасность, что ему не удастся компенсировать
свою неполноценность, в результате чего у него разовьется пессимистическая жизненная философия.
Поэтому наиболее значительной чертой характера ребенка
становится некая жажда помощи и внимания
окружающих. Чем он дальше от решения проблем жизни, тем он более осторожен. Если такие дети бывают
вынуждены предпринять что-либо самостоятельно, они несут с собой все, что понадобится, чтобы прикрыть
отступление. Они всегда готовы к бегству, и, разумеется, наиболее распространенная и очевидная черта их
характера это боязливость.
Зачатки противопоставления себя обществу пусть косвенного и лишенного открытой
агрессивности мы видим в формах выражения страха. Иногда нам особенно ясно удается проникнуть в
механизм действия психики, когда мы встречаем патологические проявления этого чувства. В этих случаях
|