освобождающей энергией, с его способностью к раскрепощению, идет рука об руку с радостью и является,
если можно так выразиться, краеугольным камнем этого чувства. Он выходит за пределы одной личности и
привлекает симпатию других.
Однако смехом и счастьем можно злоупотреблять в личных целях. Так, пациент, который боялся
показать обуревающее его чувство собственного бессилия и незначительности, стал выказывать признаки
радости, услышав сообщение о сильном землетрясении. Будучи печален, он чувствовал себя бессильным;
поэтому он отринул печаль и начал стараться испытывать противоположное чувство радость. Еще одним
примером злоупотребления счастьем является Schadenfreude
радость, проявляемая при виде боли или
несчастья, которые испытывают другие. Радость, которая возникает не в надлежащее время и не в
надлежащем месте, которая отрицает социальное чувство и уничтожает его, является разъединяющим
чувством, орудием агрессии.
Сострадание
Сострадание это самое чистое выражение социального чувства. Всякий раз, когда мы
обнаруживаем у человеческого существа сострадание, мы можем в принципе быть уверены, что это зрелая
личность, обладающая социальным сознанием, поскольку сострадание может быть хорошим мерилом
способности человека отождествлять себя с другими.
Вероятно, общеизвестные злоупотребления этим чувством более распространены, чем само оно в
чистом виде. Те, кто злоупотребляет им, играют роль чрезвычайно преисполненных гражданских чувств и
преувеличенно благожелательных людей. Так, например, есть люди, которые толпятся вокруг места аварии,
чтобы попасть в газеты и получить известность, не делая при этом ничего, чтобы помочь пострадавшим.
Другие как будто получают удовольствие, повсюду разыскивая и выслеживая людей, которых постигло
несчастье. Профессиональных жалельщиков и раздавателей милостыни почти невозможно убедить оставить
свою деятельность: на страданиях жертв несчастья или бедности, которым они якобы помогают, они
создают чувство собственного превосходства. Как сказал такой мудрый судия человеческой природы, как
Ларошфуко, «мы всегда можем найти некоторое удовлетворение в несчастьях наших друзей».
Нельзя считать удачной попытку объяснить этим явлением то наслаждение, которое мы получаем,
когда смотрим в театре трагедии. Это объяснялось тем, что зритель чувствует свое превосходство над
персонажами на сцене. Однако для большинства людей это не так; причиной нашего интереса к трагедиям в
основном является желание познать себя и получить полезные наставления. Мы не забываем, что это всего
лишь спектакль, и используем извлеченный из него опыт как дополнительный импульс к решению наших
жизненных проблем.
Смирение
Смирение чувство одновременно и объединяющее, и разъединяющее. Это чувство также является
частью наших взаимоотношений с окружающим миром, и посему его не следует отделять от нашей
психики. Человеческое общество не могло бы существовать без некоторого смирения и скромности,
позволяющих нам осознать необходимость сотрудничества между людьми.
Смирение выходит на сцену в тех случаях, когда кажется, что ценность личных качеств данного
индивидуума может быть поставлена под вопрос, или когда появляется возможность потери самооценки.
Это чувство сильно передается телу, в результате чего происходит расширение периферических капилляров.
Гиперемия кожных капилляров, или покраснение, наблюдается обычно на лице, однако есть люди, которые
краснеют всем телом.
Смирение может также стать поводом к уходу от действительности. Оно может превратиться в жест
самоизоляции, сопряженной с легкой депрессией, что равносильно готовности бежать от угрожающей
ситуации. Опущенные глазки и скромный вид являются приготовлениями к бегству, что показывает:
смирение, подобно другим чувствам, при злоупотреблении им может разъединять людей.
Некоторые так легко смущаются, что эта разъединяющая черта портит все их взаимоотношения с
другими людьми. Ее назначение быть средством самоизоляции становится очевидным, когда она
настолько преувеличена.
15 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ
В заключение позвольте мне добавить несколько замечаний по теме, которой в наших предыдущих
размышлениях мы уже касались. Это вопрос о влиянии обучения дома, в школе и в жизни в целом на
развитие психики.
Нет сомнения, что воспитание детей в семье в его нынешнем виде дает обильную почву для развития
стремления к власти и тщеславия. Каждый может привести подтверждающий это пример из собственного
опыта. Безусловно, семья это институт, обладающий огромными достоинствами, и трудно представить
себе институт, лучше приспособленный для ухода за детьми, чем семейная среда, где они, собственно, и
воспитываются. Семья это институт, оптимальный для сохранения рода человеческого, особенно в том,
что касается ухода во время болезни. Если бы родители к тому же были хорошими педагогами, достаточно
проницательными и способными распознать дефекты развития своих детей в самом зародыше, и кроме того
если бы они были способны правильно исправлять эти дефекты и направлять развитие своих детей, мы
|