нарушенные интерперсональные отношения. Соглашаясь с некоторыми психобиологическими
концепциями З. Фрейда, в том числе и об инстинктивных влечениях, главным он считает конфликт
между индивидом и человеческим окружением. Его концепция интерперсональной психотерапии
находит применение в работе с такими пациентами, у которых отсутствует здоровая структура
внутренней жизни, что привело к возникновению патологических отношений их с окружающими.
Автор помогает больным более успешно адаптироваться к условиям окружающего мира.
7.2.1.1. Неофрейдистские психотерапевтические методики
Э. Эриксон (E. Ericson), как и все последователи З. Фрейда, начав построение своей концепции с
теории либидо, изучает сложное взаимодействие социальных, культурных факторов с силами
взросления, раскрывающимися в индивиде. Он предлагает концептуальное объяснение социального
развития, прослеживает раскрытие генетически социального характера и превращения его в социальном
окружении в каждой фазе.
По мнению Э. Эриксона, существует 8 этапов развития человека, в каждом из которых индивид
проявляет «достоинства Эго-критериев, по которому можно судить, что его Эго на данной стадии
обладает достаточной силой, чтобы интегрировать развитие со структурой социальных институтов».
Каковы же эти стадии?
- Доверие против основного недоверия это стадия, соответствующая оральной, в
классической психоаналитической теории.
- Автономия против стыда и сомнения соответствует анальной стадии.
- Инициатива против вины фаллической и эдиповой стадии.
- Трудолюбие против неполноценности латентному периоду.
- Тождественность против волевого рассеивания юности и ранней взрослости.
- Близость против одиночества соответствует зрелому возрасту, потому называется «во цвете
лет».
- Продуктивность против застоя среднему возрасту.
- Сохранность Эго против отчаяния старости.
Многие аспекты развития Эго, по мнению Э. Эриксона, можно сформулировать терминами
возрастания чувства идентичности, а более или менее жестокий кризис идентичности является
отличительной чертой поздней юности и ранней взрослости. Многие проблемы, касающиеся
идентичности, концентрируются вокруг той роли, которую играют усиление и ослабление
идентификации. Считается, что нарушение идентификации с родителями в детстве, особенно с
родителями одного пола, уменьшает чувство идентичности, но неудача в осуществлении
дезидентификации с ними в юности вызывает сходный эффект.
И.
Хартман (H. Hartmann) становится доминирующей фигурой в развитии психоаналитической
теории в 50-70 г.г., как и Э. Эриксон, он опирается на психоаналитическую теорию З. Фрейда, но его
подход более тесно связан с представлениями о биологической адаптации, тогда как Е.
Эриксон
акцентирует внимание на социологических ее аспектах. И.
Хартманн разрабатывает концепцию о
врожденных источниках развития Эго, существующих независимо от инстинктивных влечений в форме
«аппаратов первичной автономии» перцепции, мобильности и памяти.
И. Хартманн выделяет первичные и вторичные автономные функции, обеспечивающие
относительную независимость Эго от влечений и тем самым служащие адаптивным целям. Он делает
акцент на субъективном опыте, смысле и эмпатических интеракциях.
М.
Кляйн (М. Klein) последние полстолетия разрабатывает свой подход на основе игровой
терапии с детьми, в которой она отводит себе роль пионера. В отличие от психоаналитиков в качестве
клинического понятия она принимает инстинкт смерти. Также допускается врожденная
амбивалентность. Развитие Эго рассматривается как процесс непрерывной интроекции и проекции
объектов, а не как продвижение субъекта через ряд стадий, в которых используются различные защиты.
Анализ М. Кляйн отличается от классического психоанализа отказом от стадий развития детской
сексуальности и точек фиксации в пользу концепции позиций, а также акцентом на важность первого
|