года жизни, а не детства в целом.
В концепции М. Кляйн понятие позиций имеет родовое сходство с классическим понятием
«стадии развития сексуальности» и отличается от него тем, что является скорее сложным паттерном
фантазии и отношений к объекту, чем привязанностью к одному объекту и одной эрогенной зоне.
Позиции встречаются на первом году жизни, то есть на протяжении оральной стадии в психоанализе.
Параноидно-шизоидная позиция предполагает, что индивид борется с врожденными деструктивными
импульсами путем расщепления своего Эго и своих представлений об объектах как о хороших и плохих
и проецирования своих деструктивных импульсов на плохой объект, со стороны которого чувствует
себя преследуемым. Согласно М. Кляйн, параноидно-шизоидная позиция представляет собой первую
попытку младенца овладеть своим инстинктом смерти и предшествует депрессивной позиции.
Неспособность достичь депрессивной позиции приводит, с точки зрения М. Кляйн, ко многим
шизоидным, параноидным и обсессивным расстройствам, при которых «преследующий плохой объект
интроецируется и образует ядро Супер-Эго». Под депрессивной понимается позиция, которой достигает
младенец, когда он ясно представляет себе, что как и его любовь, так и его ненависть направлены на
один и тот же объект мать. Когда он четко осознает свою амбивалентность, он озабочен тем, чтобы
защитить мать от своей ненависти и возместить тот ущерб, который в его воображении причинила ей
его ненависть.
Важную роль в привлечении внимания психоаналитиков к концепции «Я» сыграл Е. Джекобсон
(E. Jacobson). Основываясь на идеях И. Хартмана и Э. Эриксона, он формулирует эволюционную теорию
образования представлений о своем «Я» и «объекте».
В целом концепция объективных отношений И.
Гантип (H. Gantip), М.
Малер (M.S. Mahler) в
значительной мере создается на основе работы с пациентами, не страдающими неврозами. Акцент
делается на факторах раннего детства, когда неправильное отношение матери приводит к дефектам,
искажениям и одновременному игнорированию интрапсихического конфликта, играющего центральную
роль у больных неврозами.
И.
Когут (H. Kohut), автор концепции собственного «Я», вытекающей из аналитической работы
со взрослыми пациентами с нарциссическими нарушениями личности, описывает два типа переносов.
Один тип это зеркальное отражение с возрождением инфантильной потребности получать ответную
реакцию и быть ценимым. Второй тип идеализирующий, с воссозданием потребности в идеальном
объекте для поддержки, не полностью сформированного монолитного «Я», обусловливается дефицитом
материнской заботы в ранний период жизни, необходимой для эмпатических интеракций, которые
ведут к интернализации опыта прошлого и развитию психической структуры. Психопатология,
возникающая в результате этих ранних деприваций, объясняется нарциссизмом и ощущением
собственного «Я», а не конфликтом вокруг объективных отношений, как в случае невроза. Отсюда
вытекает психотерапевтическое обоснование необходимости представления эмпатического опыта для
укрепления структуры психики, что поможет восполнить этот дефицит. Просматривается некоторое
сходство с психотерапевтическими подходами, пропагандировавшимися О.
Ранком (О. Rank), Ф.
Александером и Усенникотом, согласно которым предположение о депривации в раннем периоде
жизни диктует необходимость представления эмпатических переживаний с целью исправления
дефицитов и искажений личности.
И.
Когут заменяет концепцию Эго на концепцию собственного «Я», которое является сутью
личности и состоит из основополагающих устремлений, талантов, навыков и идеализированных целей.
Эти составные части обладают силой, содержанием и связью друг с другом. Теория сновидений
подверглась модификации и включает непосредственные переживания своего «Я», а не скрытое
выражение бессознательных желаний. И. Когут обращает внимание на потребности в эмпатии,
способствующей возникновению «Я» объективных переносов, которые и создают целостное «Я». В
клиническом плане его технический подход перспективен для пациентов, относящихся к категории
нарциссической личности.
Значительной фигурой в разработке концепции коррективного эмоционального опыта был Ф.
Александер. Его концепция явилась альтернативной направлениям, акцентирующим внимание на
интерпретации и инсайте. Он считает, что последние игнорируют важность аффективного опыта, и
отстаивает мнение, что психоаналитик должен создавать такие психотерапевтические взаимоотношения
|