Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 232 
Next page End  

с пациентом, которые способны нейтрализовать некоторые главные патологические отношения в
детстве. Это поможет больному преодолеть отрицательные последствия детского опыта,
сформировавшего в его личности патологический стиль отношений.
Заканчивая анализ концепций неофрейдизма, следует подчеркнуть, что изменились цели и
характер проведения психоаналитической психотерапии. В настоящее время целью психоанализа
является широкомасштабное изменение структуры характера, что вызывает необходимость продления
срока психотерапии, который сейчас обычно составляет от 3 до 6 лет. Стереотип холодного,
молчаливого психотерапевта неприменим к современному психоаналитику, считающему, что его
пациент является партнером в выполнении трудной задачи, требующей сотрудничества и взаимного
уважения. Обе стороны понимают, что аналитическому поиску аналогичных, аффективно незрелых
производных конфликта наиболее способствует рабочий альянс, то есть, относительно не
невротические, рациональные взаимоотношения между пациентом и психоаналитиком.
Наблюдается тенденция к расширению сферы анализа, распространившегося и на патологические
синдромы, которые первоначально считались неподходящими для него. Классическая техника по-
прежнему больше всего годится для лечения неврозов, а психоанализ распространяется на все аспекты
личности, на взаимодействие с реальностью и на все типы психопатологии.
Самыми распространенными психоаналитическими методиками в России сегодня являются
гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование и трансактный анализ.
7.2.1.2. Гештальт-терапия
[Цитировано из «Психотерапевтической энциклопедии», 1999.]
Гештальт-терапия создана американским психологом и психотерапевтом Ф.
Перлсом (F.S.
Perls) под влиянием собственной психологии, экзистенционализма и, в частности, теории В. Райха (W.
Reich) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Гештальт-терапия
возникла в русле феноменологического подхода, опирающегося на осознание пациентом настоящего и
непосредственное эмоциональное переживание. Информацию, необходимую для терапевтического
воздействия, получают из наблюдения за поведением пациента. Феноменологический подход гештальт-
терапии противопоставляется каузальному (традиционному) подходу, при котором усилия
психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.
Ф. Перлс перенес в область мотивации человеческого поведения закономерности образования
фигуры установленные гештальтпсихологией в сфере восприятия. Возникновение и удовлетворение
потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование
мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в
равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться
«мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим
собой, осуществлять свое «Я», реализовать свои потребности, наклонности, способности — это путь
гармоничной, здоровой личности.
Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек,
хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от
реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я-концепций», создаваемых
для него другими людьми, прежде всего близкими, которые он со временем начинает воспринимать за
свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне,
приводят к нарушению процесса саморегуляции организма.
В гештальт-терапии различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:
интроекцию, проекцию, ретрофлексию, дефлекцию, конфлуенцию. При интроекции человек усваивает
чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако,
вступают в противоречие с его собственным опытом и не ассимилируются его личностью. Этот
неассимилированный опыт — интроект — является чуждой для человека частью его личности.
Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без
критического осмысления. Проекция — прямая противоположность интроекции, причем, как правило,
Hosted by uCoz