с пациентом, которые способны нейтрализовать некоторые главные патологические отношения в
детстве. Это поможет больному преодолеть отрицательные последствия детского опыта,
сформировавшего в его личности патологический стиль отношений.
Заканчивая анализ концепций неофрейдизма, следует подчеркнуть, что изменились цели и
характер проведения психоаналитической психотерапии. В настоящее время целью психоанализа
является широкомасштабное изменение структуры характера, что вызывает необходимость продления
срока психотерапии, который сейчас обычно составляет от 3 до 6 лет. Стереотип холодного,
молчаливого психотерапевта неприменим к современному психоаналитику, считающему, что его
пациент является партнером в выполнении трудной задачи, требующей сотрудничества и взаимного
уважения. Обе стороны понимают, что аналитическому поиску аналогичных, аффективно незрелых
производных конфликта наиболее способствует рабочий альянс, то есть, относительно не
невротические, рациональные взаимоотношения между пациентом и психоаналитиком.
Наблюдается тенденция к расширению сферы анализа, распространившегося и на патологические
синдромы, которые первоначально считались неподходящими для него. Классическая техника по-
прежнему больше всего годится для лечения неврозов, а психоанализ распространяется на все аспекты
личности, на взаимодействие с реальностью и на все типы психопатологии.
Самыми распространенными психоаналитическими методиками в России сегодня являются
гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование и трансактный анализ.
7.2.1.2. Гештальт-терапия
[Цитировано из «Психотерапевтической энциклопедии», 1999.]
Гештальт-терапия создана американским психологом и психотерапевтом Ф.
Перлсом (F.S.
Perls) под влиянием собственной психологии, экзистенционализма и, в частности, теории В. Райха (W.
Reich) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Гештальт-терапия
возникла в русле феноменологического подхода, опирающегося на осознание пациентом настоящего и
непосредственное эмоциональное переживание. Информацию, необходимую для терапевтического
воздействия, получают из наблюдения за поведением пациента. Феноменологический подход гештальт-
терапии противопоставляется каузальному (традиционному) подходу, при котором усилия
психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.
Ф. Перлс перенес в область мотивации человеческого поведения закономерности образования
фигуры установленные гештальтпсихологией в сфере восприятия. Возникновение и удовлетворение
потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование
мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в
равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться
«мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим
собой, осуществлять свое «Я», реализовать свои потребности, наклонности, способности это путь
гармоничной, здоровой личности.
Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек,
хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от
реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я-концепций», создаваемых
для него другими людьми, прежде всего близкими, которые он со временем начинает воспринимать за
свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне,
приводят к нарушению процесса саморегуляции организма.
В гештальт-терапии различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:
интроекцию, проекцию, ретрофлексию, дефлекцию, конфлуенцию. При интроекции человек усваивает
чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако,
вступают в противоречие с его собственным опытом и не ассимилируются его личностью. Этот
неассимилированный опыт интроект является чуждой для человека частью его личности.
Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без
критического осмысления. Проекция прямая противоположность интроекции, причем, как правило,
|