Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 232 
Next page End  

пример Берна «запонки».
Муж ищет свои запонки, при этом спрашивает у жены: «Ты не знаешь, где мои запонки?» Это
вопрос взрослого. Ответ должен быть таким: «Посмотри в верхнем ящике гардероба». Но если жена не в
настроении, то последует ответ: «Куда положил, там и возьми». Стимул исходил от Взрослого, но
последовал ответ Родителя. Стимул и реакция пересеклись, муж и жена не могут больше говорить о
запонках. У жены возникает вопрос, почему ее муж никогда не кладет свои вещи на свои места. Если бы
ответ жены исходил от Ребенка («Вечно я у тебя во всем виновата!»), образовался бы тот же тупик. Все
это заканчивается скандалом и хлопаньем дверью с громким выкриком: «Это все из-за тебя!»
Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух состояний «Я»,
так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция
ожидается со стороны эффекта скрытого общения, что и составляет суть психологических игр.
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом дополнительных
скрытых трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом.
В книге Берна «Игры, в которые играют люди» (1964) описываются десятки игр. Их исполняют из
Родительского состояния «Я», Взрослого — «Я», из Детского состояния «Я», когда повторяют в первом
случае игру Родителей, во втором, когда они сознательно рассчитаны, и в третьем, когда они основаны
на ранних переживаниях, решениях и психологических позициях, которые ребенок занял в отношении
себя и других в детстве.
Психологическая позиция — это одно из основных понятий трансактного анализа. Известным
пропагандистом трансактного анализа за рубежом стали психиатр Т.
Харрис (T.A. Harris), благодаря
своей книге «Я о'кей — ты о'кей», и Ф. Инглиш (F. English).
Они считали, что в процессе трансактного анализа необходимо добиться определенных позиций.
Первый выделял таких позиций 4; второй — 5.
Первая позиция: «Я о'кей — ты о'кей» — позиция полного довольствия.
Вторая позиция: «Я не о'кей — ты не о'кей» — полного неблагополучия.
Третья позиция: «Я не о'кей — ты о'кей» — состояние неполноценности.
Четвертая позиция: «Я о'кей — ты не о'кей» — состояние криминогенности.
Пятая позиция: «Я о'кей — ты о'кей» — реалистическая позиция. «Жизнь стоит того, чтобы
жить».
Важную роль в трансактном анализе играет сценарий, по Берну, почти вся человеческая
деятельность запрограммирована жизненным сценарием, начинающимся в раннем детстве. «Ты станешь
знаменитым»; «ты неудачник, ты никогда ничего не достигнешь»; «ты настоящий артист»; «ты такой
хилый, ты никогда не станешь настоящим мужчиной»; «не рассчитывай со своими данными выйти
замуж». По Берну, в каждом ребенке скрывается «принц» или «принцесса».
Берн создавал трансактный анализ как психотерапию, предназначенную для групповой терапии.
Пациентов обучают основным понятиям трансактного анализа, пониманию механизмов поведения и их
расстройств. Психотерапевт и пациент пользуются при этом доской и мелом. Целью работы является
осознание членами группы, в пределах, какого «Я-состояния» они обычно функционируют (структурный
анализ).
Развивая это осознание, пациенты используют раннее программирование, послания
(сообщения), которые они получали от родителей, и свои ранние решения в отношении собственного
достоинства.
Руководитель группы выступает в большей степени как учитель, часто использует дидактические
подходы, чтобы помочь пациентам испытать и найти и установить контроль над своей жизнью.
Конечной целью трансактного анализа является достижение автономии личности, что помогает
определить свою собственную судьбу, принять ответственность за свои поступки и чувства.
В основе практики трансактного анализа лежит контракт, в котором оговариваются условия
лечения. В него включаются цели, поставленные пациентом перед собой, и пути, по которым эти цели
будут достигаться; сюда относятся предложения психотерапевта по лечению и список требований к
пациенту, которые он обязуется выполнять. Пациент решает, какие убеждения, эмоции и стереотипы
поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних
решений пациенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести
Hosted by uCoz