автономию.
Энтузиастом широкого внедрения трансактного анализа в медицинскую практику в России
является В.В.
Макаров (1999). В своих «Избранных лекциях по психотерапии» он отмечал, что
«составляющими классического трансактного анализа являются пять их вариантов: анализ
экзистенциальных позиций, структурный анализ, анализ взаимодействий, анализ игр, анализ
жизненных сценариев. Каждый раздел трансактного анализа может рассматриваться отдельно и
самостоятельно. А все вместе они и составляют классическую схему современного трансактного
анализа».
По мнению В.В.
Макарова, конечной целью трансактного анализа являются: «принятие
ответственности, владение собой, достижение автономии, отказ от поведения, не относящегося к делу,
неуместного здесь и теперь, самостоятельного определения свой судьбы». Далее автор пишет, что:
«Целью трансактного анализа также является достижение человеком независимости и автономии,
освобождение от принуждения, включенность в настоящее, свободные от игр взаимодействия,
допускающие откровенность и близость». И далее: «конечная цель трансактного анализа научить
человека жить, полностью реализуя себя, и быть счастливым в изменяющемся мире».
В своих «Избранных лекциях...» известный российский психотерапевт В.В.
Макаров большое
внимание уделил различным аспектам психотерапии прошлого и настоящего во всем мире и в России в
частности. Его лекции написаны как бы специально для россиян, проживающих на территории бывшего
советского государства.
В своих «Лекциях...» автор важную роль отводит разделу трансактного анализа, перенося его на
иную российскую, отличную от западной почву. Он один из немногих психотерапевтов, творчески
развивающих трансактный анализ в России. По мнению Ю.В.
Валентика, «изучение национального
менталитета позволило описать жизненные сценарии наших соотечественников, варианты основных
жизненных позиций и многое другое, необходимое для проведения психотерапии».
В рамках настоящего учебного пособия мы кратко изложили особенности трансактного анализа,
отмеченные его автором, Е.
Берном. Что касается модификации трансактного анализа, перенесенного
В.В. Макаровым на российскую почву, мы рекомендуем для более подробного изучения этого метода
нашим читателям обратиться к «Избранным лекциям по психотерапии», вышедшим из печати в 1999
году.
7.2.1.4. Нейролингвистическое программирование
[Цитировано по «Психотерапевтическая энциклопедия», 1999.]
В завершение настоящего раздела, небезынтересного с нашей точки зрения, для врачей может
явиться еще одна психотерапевтическая модель неофрейдистского толка, широко и успешно
применяемая в настоящее время как за рубежом, так и в нашей стране, под названием
«Нейролингвистическое программирование». Она, по мнению многих специалистов, является
междисциплинарной интегративной концепцией необихевиористической ориентации.
История возникновения нейролингвистического программирования насчитывает всего
несколько десятилетий. Оно начало разрабатываться в 1975 г. двумя американцами: математиком R.
Bandler и лингвистом J. Grinder, и явилось современным направлением постэриксоновской
психотерапии (эриксоновский гипноз в сочетании с позитивной психотерапией).
Нейролингвистическое программирование создавалось его авторами как модель человеческих
коммуникаций и поведения, которая рекомендована ими для описания и эффективного использования в
организации взаимодействий не только в психотерапии, но и в педагогике, менеджменте с целью их
оптимизации.
Базовыми источниками нейролингвистического программирования являются:
-
изучение и анализ практики Эриксона (M.N. Erickson), семейная психотерапия Сатир (V. Satir),
гештальт-терапия Перлса (F.S. Perls) и практика многих других представителей американской
психотерапии;
- современные данные о межполушарной ассиметрии различиях в переработке информации
|