гипносуггестивной терапии, раскрыты взаимоотношения врача и больного, и наконец, изложено
основное содержание общих принципов внушения, направленных на лечение различных пограничных
(невротических) болезненных состояний. Наши внушения в основном направлены на эмоциональную и
интеллектуальную сферы человека.
Схема приведена в нижеследующей таблице:
Таблица 2. Этапы суггестивной терапии
Этапы
Наименование
I
Предварительный, или подготовительный
II
Погружения в гипнотическое состояние
III
Общего успокоения
IV
Уравновешивания центральной нервной системы
V
Изменения отношения больного к отдельным болезненным явлениям
VI
Изменения отношения больного к болезни в целом
VII
Повышения интереса больного к обыденным сторонам жизни
VIII
Повышения уверенности в себе и выздоровлений
IX
Повышения роли самовнушения и саморегуляций в выздоровлении
X
Заключительный (обобщающий)
XI
Сна или выведения больного из гипноза
I этап предварительный, или подготовительный
В приведенной выше таблице этап I мы назвали предварительным или подготовительным.
Этому этапу мы придаем огромное, едва ли не самое важное, значение. По нашему твердому
убеждению, он определяет успех всей последующей психотерапии. На этом этапе закладывается ее
фундамент, происходит знакомство врача с больным. По нашему мнению, психотерапевтическое
воздействие начинается уже с первой беседы врача с больным. Знакомясь с больным, врач должен
помнить о том, что от его поведения, подхода к больному, его такта, умения встречать и говорить с
больным и т.д. зависит успех всей последующей терапии.
Когда больной заходит в кабинет к врачу, последний должен отложить все свои дела, ласково и
тепло посмотреть больному в глаза и вежливо пригласить его сесть в удобное кресло. Знакомство
необходимо начинать с уточнения фамилии, имени, отчества и возраста больного. Затем врач должен
обязательно представиться больному и назвать свою фамилию, имя, отчество. Желательно, сообщить о
себе, но не в хвастливой форме, некоторые данные, свидетельствующие о том, что врач не новичок в
своей профессии и успешно лечит неврозы, и в частности, заболевание, которым страдает больной.
Расспрашивая больного о целях его посещения врача, следует отказаться от вопросов-стандартов
типа: «на что Вы жалуетесь?». Мы рекомендуем начинать беседу с больным с нестандартного вопроса
типа: «Что Вас привело к нам? или какова цель Вашего посещения?» и т.д.
В разговоре о жалобах больного необходимо задавать вопросы не формально, а так, чтобы они
уточняли содержание жалоб. Углубленное изучение жалоб больного, истории его болезни, с одной
стороны, помогает врачу полнее диагностировать заболевание, а с другой способствует повышению
авторитета врача. У больного начинает складываться более доверительное отношение к врачу,
понимание того, что перед ним не формалист, а врач-гуманист с огромным практическим опытом,
который может помочь.
Во время сбора анамнеза врач старается акцентировать внимание больного на характере и
содержании психотравмирующих переживаний, которые способствовали развитию болезненного
процесса. Врач детально выясняет особенности клинической картины заболевания, его динамику,
патофизиологические особенности, для правильной постановки диагноза заболевания.
После того как диагноз поставлен, врач в доступной для больного форме рассказывает о
заболевании, причинах, вызвавших нервный срыв, патофизиологических особенностях болезненного
процесса. Врач может подробно рассказать больному о некоторых анатомических и физиологических
особенностях мозга. Далее он разъясняет больному, что в результате переживаний произошло
|