Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 232 
Next page End  

перенапряжение основных нервных процессов, то есть наступил нервный срыв, в результате которого
изменилось взаимоотношение между процессами возбуждения, и торможения снизилась их сила,
замедлилась подвижность, нарушился контроль со стороны центральной нервной системы над
внутренними органами, снизился порог адаптации организма к условиям внешней среды.
Для того чтобы врач все это мог объяснить больному, он должен знать не только основные
положения учения И.П.
Павлова о высшей нервной деятельности (см. гл. 3), но и патогенетические
особенности, выявленные И.П. Павловым и его учениками, в клинике неврозов (см. описание принципа
основательности).
Далее врач говорит больному о том, что стресс приводит к разрегулированности основных
нервных процессов, образованию отдельных симптомов. Врач должен с позиций учения И.П. Павлова
разработать каждый симптом отдельно, разъяснить больному, что разрегулированность основных
нервных процессов носит функциональный, временный, характер и не чревата тяжелыми
последствиями и что задачу свою он видит в том, чтобы посредством медикаментозного и
психотерапевтического лечения (то есть лечение внушением в состоянии гипнотического сна) как
можно в более короткий срок привести в состояние равновесия основные нервные процессы:
тормозной и возбудительный, нормализовать их силу и подвижность, то есть устранить
патодинамическую структуру и, таким образом, освободить больного от его болезненного состояния.
Как мы уже писали выше (см. в соответствующей главе), мы назначаем больным минимально три
препарата (антидепрессант; транквилизатор и ноотроп). Выбор конкретного препарата и дозировка
зависят от глубины эмоциональных расстройств, наличия обсессивно-фобических и вегетативных
расстройств, то есть медикаментозная терапия должна соответствовать степени и характеру
невротического состояния. Врач должен сообщить больному, как и в каких дозировках будет действовать
тот или иной препарат на отдельные болезненные симптомы и на болезнь в целом. Врач записывает
назначенные лекарства в лечебную схему (описана выше), которую больной должен приносить с собой
на приемы к врачу для постоянного контроля за процессом медикаментозного лечения. При наличии
показаний врач предлагает больному наряду с медикаментозным лечением курс гипносуггестивной
терапии и, в случае согласия, сообщает ему дату начала психотерапии.
Как правило, мы не рекомендуем проводить первый сеанс гипносуггестивной терапии в день
первого знакомства с больным, если больной настаивает на этом, ему необходимо объяснить, что для
начала лечения врач должен подготовиться, то есть более глубоко проанализировать болезненное
состояние и подобрать форму эффективного словесного воздействия. Этот прием, с нашей точки зрения,
способствует повышению авторитета врача, усилению внушаемости больного и более эффективному
лечению.
II этап — этап погружения в гипнотическое состояние
Перед началом погружения больного в
гипнотическое состояние врач выясняет у больного, что
ему известно о гипнозе (как правило, знания скудные), и в доступной форме рассказывает о том, что
термин «гипноз» был введен в медицинскую практику в 1843 г. английским хирургом Д.
Брэдом,
который использовал гипноз в качестве обезболивания для проведения амбулаторных хирургических
операций. Его идею о сонной природе гипноза поддержали многие ученые во всем мире. Однако
гипноз является искусственно вызванным, частичным сном, благодаря которому врач остается
посредством сторожевого пункта связанным с загипнотизированным человеком и может влиять на него
с лечебной целью. Эта беседа должна подготовить больного к сеансу и успокоить его (поскольку многие
больные, придя на первый сеанс, волнуются).
После предварительной подготовки больного к гипнозу врач усаживает его в кресло, в удобную
для него позу, или укладывает в постель и продолжает говорить: «Для того чтобы Вы сейчас как можно
быстрее (именно «быстрее») погрузились в гипнотическое состояние, Вы должны выполнить три мои
условия:
Первое условие: «Вы должны сейчас меня слушать с предельным вниманием, не отвлекаться, ни
о чем постороннем не думать. Что это значит «слушать врача с предельным вниманием?» Представьте
себе, что Вы случайно пришли на очень интересную лекцию по Вашей специальности. У Вас с собой
нет ни бумаги, ни ручки, но Вы хотите запомнить все до мельчайших подробностей, что говорит лектор.
Вы стараетесь так напрячь свое внимание, чтобы как можно больше удержать в своей памяти из того,
Hosted by uCoz